Поделиться:
 

Лошница Посмотреть на карте

Страна Белоруссия
Область Минская
Район Борисовский
Население 6622[1]. человек
Прежние названия Losnica
Координаты Координаты: 54°16′34.35″ с. ш. 28°45′47.91″ в. д. / 54.276211° с. ш. 28.76331° в. д. (G) (O) (Я)54°16′34.35″ с. ш. 28°45′47.91″ в. д. / 54.276211° с. ш. 28.76331° в. д. (G) (O) (Я)
Телефонный код +375 1777
Часовой пояс UTC+3
Первое упоминание 1563
Деревня с местечко
Почтовый индекс 222122

Лошница (белор. Лошніца, польск. osznica, лит. Lonic) — населенный пункт в Борисовском районе Минской области Беларуси. Является одним из древнейших мест Борисовского района. Доподлинно время основания Лошницы неизвестно. Письменные источники про поселение до XVI века отсутствуют.

Описание Лошницы начала XX века в воспоминаниях Бирича С. В.

В октябре 1900 года в Лошницу для работы в местном народном училище прибыл будущий Заслуженный учитель школ БССР — Бирич Василий Самуилович. Именно, благодаря этому человеку, Лошницкое народное училище стало «подниматься» из руин. Так как, несмотря на то, что училищу было уже около сорока лет, в нём работали только дьяки и отставные солдаты и то по совместительству, которым особо было не до поднятия престижа училища и качества образования. Василий Самуилович был первым учителем Лошницкого училища, закончивший специальное учебное заведение (Несвижскую учительскую семинарию).

К этому времени из 200 с лишним детей школьного возраста обучалось в школе не более 40. Поэтому В. С. Биричу предстояла задача: а) провести работу среди крестьян и посылке детей в школу, б) наладить доброе отношение с волостным правлением — старшиной и писарем, в) поднять авторитет школы и учителя как среди крестьян, так и в глазах интеллигенции, которой в селе было немало: волостной старшина, писарь, староста, врачебный персонал, лесничий имения великого князя.

Однако убедить местное население в необходимости получения образования было непросто. В. С. Бирич писал: "При обходе улиц и посещения домов на мои уговоры посылать мальчиков и девочек в школу, я обычно получал ответ: «Грамота хлеба не даст».

Но все же ситуацию изменить удалось. Хорошим показателем было то, что в числе учащихся было до 25 % девочек, тогда как до этого времени за все время существования школы в селе её окончили только две девочки. Удалось это сделать благодаря организованной Василием Самуиловичем новогодней елки с подарками, на которой он в «неформальной» обстановке уговаривал родителей отдать своих детей в училище, а волостное руководство выделить деньги для развития школы. «Старики мне говорили, что подобное торжество население вспоминает только при проезде через Лошницу Александра II. Будто бы в Лошнице был организован царский обед (железной дороги тогда еще не было)».

Система образования того времени была очень зависима, как мы видим, от местной власти. Мне хочется привести фрагмент из воспоминаний В. С. Бирич о том, как и кто принимал решения об ассигновании денежных средств на нужды школы: «Однако мое стремление повысить тип школы, преобразование её в двухклассную школу не увенчалось успехом Условием такого преобразования должно быть ежегодное пособие от общества по 200 рублей. Крестьяне выносили приговор об ассигновании этой суммы, но волостной писарь и земский начальник тормозили это дело.

Хотя волостной старшина, избираемый волостным сходом крестьян, имел всю полноту местной власти в пределах волости, но обычно фактическим вершителем волостных дел был волостной писарь, назначаемый непременным членом уездного присутствия, позднее участковым земским начальником. Писарь был и администратором в волости, и секретарем волостного суда. Крестьяне знали, что без соответствующего подхода к писарю с чёрного крыльца, они не могли выиграть дело в суде, не могли получить нужную справку. Жаловаться на самодурство писаря земскому начальнику было делом бесполезным.

 


 

Alexander Rosenbloom 2017-08-17 17:03:45

А Гаврильчик Александр Алексеевич, Бочище Григорий Алексеевич, Ковалев Афанасий Федорович, Радюк Трофим Семенович известными лошничанами не являются? Короткая память!

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить