Поделиться:
 

Шуша Посмотреть на карте

Город славился своей богатой культурной жизнью. Переживали свой расцвет литература, музыка, архитектура. Действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.

В XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата, состоящая, в разные годы, из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнейшего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.

Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно «поющим городом», сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приёмами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий).

В XVIII веке здесь жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов.

В Шуше родился, жил, творил и умер Мир Мохсун Навваб (1833—1918). Он внёс весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство, принимал участие в росписи шушинской мечети Говхар-ага.

Со второй половины XIX века в Шуше начинают организовываться музыкальные собрания — меджлисы. Среди них — «Меджлиси-унс», организованный Натаван, и «Меджлиси фарамушан», созданный поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом.

Певцы и музыканты Харрат Кули, а после его смерти (1883) Кор Халифа организовали школы, в которых обучали юношей мугаму и игре на таре и кяманче.. В 1898 в Шуше под руководством А. Ахвердова был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке — «Меджнун на могиле Лейлы» (по поэме Физули). Партию Меджнуна пел ханенде Джаббар Гарягды-оглы; именно с этой постановки начался творческий путь тогда еще тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова.

Русский исследователь восточной музыки В. Виноградов пишет в своей книге о Шуше:

Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. «Шушинские музыканты» делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока.
Армянский ашуг в Шуше

Армянский ашуг в Шуше

Шушинский певец-ханенде Джаббар Гаръягды-оглы (1861—1944)

Шушинский певец-ханенде Джаббар Гаръягды-оглы (1861—1944)

Шушинские ханенде в Варшаве, конец XIX века

Шушинские ханенде в Варшаве, конец XIX века

Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Картина В. В. Верещагина. 1865 год

Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Картина В. В. Верещагина. 1865 год

1905—1906 годы

 


 

Анатолий Шумский 2017-10-11 18:32:08

армяне не захватчики а герои

Оксана Буланова 2016-07-11 01:42:42

Судя по адресу сайта вы - российский ресурс. Что же вы подставляете свою страну и своего президента? Разве Российская Федерация официально признала оккупированную армянами часть Азербайджана? "Нагорно-Карабахской республики" не существует! Из всех стран мира ее признали только Осетия и Абхазия. Ваши действия напрямую подпадают под закон о наказании за разжигание национальной розни. Хотите неприятностей? На вас можно подать заявление в полицию.

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить