Поделиться:
 

Севкар Посмотреть на карте

С древних времён до XIX века

Территория современного Севкара некогда входила в четвёртое меликство Арцаха. После падения династии Аршакидов, когда в 387 году Армения была разделена между Персией и Византией, Иджеванский район составлял часть гавара Кохбопор, входившего в область Гугарк. После этого территория гавара, как и его название, неоднократно подвергались изменениям. Так, например, после захвата края арабами, он назывался Каена или край Сев Вордяц (арм. Черносыновних), затем — уезд Агстев, Казах—Караван-сарай.

Археологические памятники материальной культуры, обнаруженные древних захоронениях на территории Севкара, свидетельствуют о том, что у людей, живших здесь с незапамятных времён, была довольно развитая культура.

Известно, что ещё во времена Аршакидов, через Иджеван, Джогаз проходил международный торговый путь на Тифлис и Северный Кавказ, особенно активно использовавшийся начиная с IV—V веков.

В X—XIII веках, в период правления Багратидов, культура края быстро развивалась. Высокого совершенства достигли архитектура, ваяние, изобразительное искусство, резьба по камню. В этот период был построен ряд выдающихся памятников архитектуры, как то: монастыри и церкви Макараванк, Дехдзнута, Самсона, Аракелонц, Киранц. Эти храмы украшены роскошными изваяниями и лапидарными надписями, имеющими историческую ценность. В этот сравнительно краткий период начали развиваться также торговые отношения. Через реки были построены мосты, и через территорию района вновь оживилось движение по торговым путям. Одно из построенных тогда сооружений — мост Сраноц стоит и поныне.

С начала XIII века татаро-монголами были разрушены Севкар и другие поселения Иджеванского района, сильно пострадали и памятники архитектуры. Часть населения захватчиками была истреблена, многие жители угнаны в рабство. Экономическая и культурная жизнь почти замерла.

В XV веке, при Мелик-Тамразе, жизнь в Севкаре несколько вошла в нормальное русло, однако вскоре в результате разрушительных нашествий полчищ Шаха-Аббаса село вновь опустело. Небольшому числу жителей села все же удалось укрыться в окружающих лесах и горных пещерах. В годы персидского господства, несмотря на установленные захватчиками тиранические порядки, Севкар и весь Иджеванский район стали оживать. Жизнь в Севкаре вошла в относительно стабильное русло, однако прежний темп развития экономики и культуры, не восстанавливался до XIX века.

В 1721 году лезгины, а в 1723 году турки совершали грабительские набеги на Ганзак и окружающие его армянские поселения (до сих пор в говоре севкарцев сохранились названия „место лезгинского села“, „лезгинский склон“, „лезгинский участок поля“). Затем последовали разрушительные набеги орд Ага Мамед-хана на Карабах и Грузию (1795—1797).

В составе Российской империи

В конце XIX — начале XX веков развитие капитализма в России нашло свое отражение также и в Армении. Степан Шаумян писал:

Kaк уже сказано выше, большая часть населения Севкара занималась животноводством. Для этого были широкие возможности — пышные луга, пастбища. Горные кряжи тянутся до Гугарка, Атана, Шамута. Но от Севкара они находились в отдалении, и дорог в горы не было. Поэтому на горных плато в свое время были созданы хуторные хозяйства — Окон, Гочакар, Карнут, Агрган. Зимой люди со своим скотом оставались на зимовье, а летом поднимались выше в горы, на альпийские луга. На прохладных зелёных склонах гор паслись стада овец, крупного рогатого скота, табуны лошадей. Повсюду прохладные родники, от которых и начинаются речки Окона и Гочакара.

В селе формировалась прослойка ростовщиков и мелких торговцев, что, однако, сопровождалось усилением социального неравенства. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны из Севкара на фронт было мобилизовано несколько сот человек. Немало из них было убито или ранено. Вследствие войны экономическое и социальное положение жителей Севкара, все более ухудшалось. В статье «Умирающий уезд», опубликованной в газете «Пайкар» («Борьба»), писалось:

Этимология

Относительно того, почему село было назвало Севкар (арм. чёрный камень), имеются различные толкования. В одной из записей говорится, что название села связано с чёрным камнем, когда-то установленном на могиле некоего героя, совершившего много подвигов и погибшего при защите села.

О Севкаре письменное упоминание оставил вардапет (учёный монах) Санаинского монастыря С. Джалаян, который писал:

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить