Поделиться:
 

Черкизово (Коломенский район) Посмотреть на карте

По словам Платонова-Гилярова, сына священника этой церкви, «Средняя церковь пред княжеским дворцом была „ружная“. Строитель-князь, он же зодчий всего ряда хором, не пожелал молиться вместе со своими „рабами“, но хотел иметь свою церковь и своего попа, которого посадил на „ругу“, то есть на жалованье. Словом — церковь плебейская и церковь патрицианская. Если князь не жаловал крестьянского храма, то и крестьяне не почитали (и доселе, кажется, не почитают) Успенской княжеской церкви, неохотно ходили и ходят в неё молиться, несмотря на то, что она была тёплая, имела придел с печью, тогда как Соборная оставалась нетопленою по зимам». Внешний вид священника, подобно прочему «обслуживающему персоналу», отличался блеском. В частности, прадед Феодор, как с усмешкой вспоминает Гиляров, обязан был носить башмаки и чулки «наподобие бального кавалера». В 1821 г. Успенская церковь была перестроена в классическом стиле — храм и колокольню соединили, воздвигнув обширную трапезную с двумя приделами, колокольню подняли до 4-х ярусов, алтарь обнесли тосканской колоннадой, звонницу украсили такими же колоннами, здание оформили классическим карнизом. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии; недавно еще шли реставрационные работы, по неизвестной причине приостановленные. В 1860 г. в церкви был освящен придел свв. благоверных Бориса и Глеба.

  • Соборо-Богородицкая церковь.

Деревянная церковь была поновлена в нач. XIX в. и выкрашена в белый цвет, в тон усадьбе Черкасских. Позднее церковь выкрасили в красный цвет, и в обиходе она будет называться «Красной».

В своей книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» (1840-е гг.), Н.Иванчин-Писарев, описывает успенские реликвии: «Замечательны утвари и иконостас придельной Знаменской церкви. Они перешли из Московского дома Княгини Феодосии Львовой, рождённой Милославской. Этот дом стоит и поныне в Москве, в Китае городе, в Черкасском переулке. Неизвестно, как он достался упомянутой Княгине; но сказывают, что некогда он был пожалован Царём Алексием Михайловичем вместе с церковью… Князю Черкасскому (вероятно Сунгулеевой, а не Камбулатовой ветви, ибо, в противном случае, иконостас и утварь не перенеслись бы в Черкизово). Царские врата этого придела цельные кипа¬рисные. По левую сторону оных стоит образ Знамения Пресв. Богородицы, низанный жемчугом и осыпанный драгоценными камнями, и в нём части Св. Мощей. За престолом икона Богоматери Святогорския с подписью: „По¬велением Великого Государя царя и Великого Князя Феодора Алексиевича“… Есть старинные серебряные лампады, ковши и блюда с надписями большой вязью, требующими времени для разобрания. На одном блюде вырезано чётко: „Блюдо Князя Стефана Васильевича Ромодановского“. Это был дво¬юродный брат К. Григория Григорьевича и К. Михаила Григорьевича Ромо-дановских-Черкасских, из коих первый был главным предводителем войс¬ка в Чигиринском походе. Упомянутый выше сего крест, в золотом ковчеге с каменьями, не есть ли тот самый, который Патриарх Иоаким вручил этому Боярину и воеводе на Красной площади, благословляя его войско в поход В Летописи сказано, что он был подобен тому, который явился в небесах Царю Константину. Эта святыня могла после того перейти в руки Кн. Михаила Олегуковича, первого владельца села Черкизова, после убиения Кн. Григория Григорьевича и сына его Кн. Андрея Ромодановских в Стрелецком бунте».

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить