Поделиться:
 

Зуевка Посмотреть на карте

Страна Россия
Субъект федерации Кировская область
Муниципальный район Зуевский район
Высота центра 140 м
Город с 1944
Население ▼12 092[1] человек (2010)
Почтовый индекс 612410
Основан 1899
Координаты Координаты: 58°24′12″ с. ш. 51°07′49.3″ в. д. / 58.403333° с. ш. 51.130361° в. д. (G) (O) (Я)58°24′12″ с. ш. 51°07′49.3″ в. д. / 58.403333° с. ш. 51.130361° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+4
Автомобильный код 43
Телефонный код +7 83337
Код ОКАТО 33 214 501

Зуевка — город (с 1944) в России, административный центр Зуевского района Кировской области.

Население 12,1 тыс. чел. (2010).

Город расположен в 121 км от Кирова.

История

Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце прошлого века была построена железная дорога Пермь—Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам. В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В «лице» будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила, фабриканты знали, что поденная заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20. Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался «сговорчивым», и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 году приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые находились совсем рядом, тонула там скотина, терялись люди. Тут же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки. Царский Указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твердым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счет насыпной земли. По-настоящему работы развернулись в 1897 году и уже 21 октября 1898 года на участке Вятка—Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов, скорость составила 16,5 версты в час. В то время это впечатляло. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось и расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898 году впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей деревни Зуи).

Сначала поезда ходили через станцию Зуевка один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899 года участка дороги Котлас—Пермь протяженностью 804 километра это движение стало немного интенсивнее. Но все равно, если судить по сегодняшним меркам, поезда ходили еще достаточно редко.

Из воспоминаний пенсионерки С. И. Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо». Бывало и так — просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хороши, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить