Поделиться:
 

Жёлтые Воды Посмотреть на карте

Во время процесса индустриализации в СССР на руднике были построены механическая мастерская, паровозное депо, градирня, высоковольтная линия, две электроподстанции, компрессорная установка. В 1934 введена в эксплуатацию новая шахта «Капитальная», одна из крупнейших на то время в Кривбассе. Добыча руды выросла до 726 тысяч тонн в 1940 году.

В посёлке были построены первые многоэтажные дома, в 1929 и 1932 годах открыты две больницы. Действовало две школы, клуб, библиотека.

Во времена Второй мировой войны 13 августа 1941 года Жёлтая Река оккупирована немецкими войсками, освобождена от оккупации советскими войсками 20 октября 1943 года.

В 1950 году на двух небольших рудниках в залежах магнитного железняка были найдены промышленные запасы урановых руд. В 1951 году для добычи уранового сырья в Жёлтой Реке создан Восточный горно-обогатительный комбинат.

Предоставление статуса города

22 мая 1957 года Указом Президиума ВС РСФСР поселок городского типа Жёлтая Река был переименован в город Желтые Воды с предоставлением статуса города областного подчинения Днепропетровской области.

Развитие промышленности повлекло увеличение численности населения города и развитие других сфер. В 1967 году в Жёлтых Водах проживало 41,8 тысячи человек. Действовало 11 общеобразовательных школ, больница, поликлиника.

В 1957 году был построен Дворец культуры по проекту архитектора Александрова.

В 1963 году открыто первое высшее учебное заведение города — филиал Криворожского горнорудного института.

В 1978 году население города достигло 55 тысяч человек.

Основание поселка

В конце 19 века в бассейне Жёлтой были обнаружены богатые залежи железных руд. В 1895 году начинается разработка рудника близ села Весело-Ивановка. Предприниматель Львов и инженер Боруцкий арендовали у жителей этого села 870 десятин земли. Впоследствии этот рудник стал собственностью горнопромышленного общества «Желтая Река». В 1898 году добыча руды началась в Краснокутском карьере, владельцем которого был екатеринославский купец Копылов.

Рядом с этими рудниками возник поселок Жёлтая Река. На Весело-Ивановском руднике ежегодно добывали по 3,5 миллиона пудов железной руды, на Краснокутском и Коломойцевском рудниках — по 2,5 миллиона пудов. После завершения строительства Екатерининской железной дороги от посёлка до железнодорожной станции Жёлтые Воды (сейчас — станция Желтые Воды I) проложен железнодорожный путь длиной 10 вёрст. К тому времени добытую на рудниках руду гужевым транспортом доставляли на станцию Пичугино вблизи Кривого Рога.

Количество работающих рабочих на рудниках менялась в зависимости от периода роста или кризиса в железорудной промышленности в целом. Так, на руднике «Желтая Река» сначала насчитывалось около 200 рабочих, в 1901 году — 60, но уже в 1904 году — около 1000. В 1912 году из-за сокращения спроса на руду количество работающих сократилось до 600, однако в 1913 году вновь возросло и составило более 1000 работающих. В основном здесь работали сезонные рабочие, которые приезжали сюда из окрестных губерний и близлежащих сёл.

Рабочие проживали в земляных бараках, для квалифицированных рабочих и их семей было построено несколько каменных домов. На рудниках был низкий уровень безопасности труда, что приводило к частым травмам рабочих.

Из-за плохих жилищных условий, опасных условий труда в 1904—1907 годах на рудниках «Желтая Река» и Копылова произошло несколько забастовок.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить