Железногорск (Красноярский край) Посмотреть на карте
Наука
- Красноярский государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ»
- Открытое акционерное общество «Сибирский институт проектирования предприятий машиностроения» (ОАО «СибПромПроект»)
История
26 февраля 1950 года было издано постановление Совета министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.
В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.
Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.
К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.
К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200—300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Производимое реактором тепло используется для отопления города.
17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград».
Городской и пригородный транспорт
В городском общественном транспорте имеется несколько маршрутов муниципальных автобусов № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 22, 25, 32, а также такси. В 2007 году введены маршруты коммерческих автобусов № 11, 12, 13, а в 2010 — 12п.
Пригородные и междугородные маршруты:
ТЭА — Транспортно-экспедиционное агентство.
- Маршрут № 28 ТЭА — пос. Новый путь
- Маршрут № 21 ТЭА — пос. Додоново
- Маршрут № 191 ТЭА — Красноярск, Предмостная площадь
- Маршрут № 193 ТЭА — Балчуг
- Маршрут № 612 ТЭА — Канск
- Маршрут № 119 ТЭА — Сосновоборск
- Маршрут № 602 ТЭА — Красноярск, Железнодорожный вокзал
- Маршрут № 190 ТЭА — пос. Подгорный
В пределах ЗАТО с 1958 действует служебная линия внутригородского электропоезда, часть пути которой проходит в тоннеле. Линия используется только для доставки рабочих на территорию ГХК.
Линия имеет длину 30 километров (в том числе пять километров под землёй) и три станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена.