Поделиться:
 

Железногорск (Красноярский край) Посмотреть на карте

Наука

  • Красноярский государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ»
  • Открытое акционерное общество «Сибирский институт проектирования предприятий машиностроения» (ОАО «СибПромПроект»)

История

26 февраля 1950 года было издано постановление Совета министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.

В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.

Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.

К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, три  школы, три  столовых, детский сад, больничный городок.

К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200—300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Производимое реактором тепло используется для отопления города.

17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград».

Городской и пригородный транспорт

В городском общественном транспорте имеется несколько маршрутов муниципальных автобусов № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 22, 25, 32, а также такси. В 2007 году введены маршруты коммерческих автобусов № 11, 12, 13, а в 2010 — 12п.

Пригородные и междугородные маршруты:

ТЭА — Транспортно-экспедиционное агентство.

  • Маршрут № 28 ТЭА — пос. Новый путь
  • Маршрут № 21 ТЭА — пос. Додоново
  • Маршрут № 191 ТЭА — Красноярск, Предмостная площадь
  • Маршрут № 193 ТЭА — Балчуг
  • Маршрут № 612 ТЭА — Канск
  • Маршрут № 119 ТЭА — Сосновоборск
  • Маршрут № 602 ТЭА — Красноярск, Железнодорожный вокзал
  • Маршрут № 190 ТЭА — пос. Подгорный

В пределах ЗАТО с 1958 действует служебная линия внутригородского электропоезда, часть пути которой проходит в тоннеле. Линия используется только для доставки рабочих на территорию ГХК.

Линия имеет длину 30 километров (в том числе пять километров под землёй) и три станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить