Загреб Посмотреть на карте
Спорт
С 22 июля по 5 августа 2006 в Загребе проходил Чемпионат мира по стрельбе 2006. В январе 2008 года Загреб принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. В январе-феврале 2009 года Арена Загреб, расположенная в Ланиште в Новом Загребе, принимала чемпионат мира по гандболу 2009.
Известные уроженцы и жители
Со времени объединения Загреба городской ассамблеей присваивается звание почётного гражданина Загреба. С 1853 по 2010 год это звание получил 51 человек. Среди них — деятели науки, просвещения, политики.
Экономика
В Загребе сосредоточена значительная часть хорватских промышленных предприятий (машиностроительные, текстильные, химико-фармацевтические, деревообрабатывающие, бумагоделательные, пищевые). Город также представляет собой крупнейший в стране финансовый и торговый центр. Значительным сектором городской экономики является туризм (ежегодно его посещают около миллиона туристов). Уровень безработицы в городе на 2005 составлял 7,7 %.
Бюджет Загреба в 2007 был 7,38 миллиардов кун (35,88 миллиардов рублей) а среднемесячная нетто заработная плата — 6228 кун (30 090 рублей), ВВП (ППС) в 2004 годе составлял $28 261 (771 836 рублей).
Церковь св. Марка
Транспорт
Загреб находится в центре разветвлённой транспортной сети. Крупные современные автомагистрали идут от города в направлении на восток, в сторону Славонии, Белграда и Осиека (A3); на северо-восток, в сторону Чаковца, Вараждинa и Венгрии (A4); на юго-запад, в направлении Карловаца, Риеки и Сплита (A1); на северо-запад, в сторону Словении и Западной Европы (A2); на запад, в направлении Бреганы и Любляны (A3). В направлении Сисака и Баня-Луки на юго-восток в настоящее время строится автомагистраль (A11). Железные дороги связывают Загреб с крупнейшими городами Хорватии и соседних стран. В центре города расположены крупный автобусный и железнодорожный вокзалы.
Аэропорт Загреба находится в 17 километрах от города. Пропускная способность — 2 миллиона пассажиров в 2007 году.
Городской транспорт представлен разветвлённой сетью трамвайных и автобусных маршрутов, а также фуникулёрной линией на Томичевой улице в историческом центре города, связывающей Верхний и Нижний город. Разработан план строительства лёгкого метро, конкретные сроки реализации проекта не определены.
История
Первое упоминание о Загребе относится к 1094 году, когда венгерский король Ласло I учредил епископство в поселении на холме Каптол. В то время населённые пункты Градец и Каптол, сейчас входящие в историческое ядро города Загреба, представляли собой два независимых поселения.
В 1242 году Загреб (Градец) Золотой буллой хорватско-венгерского короля Белы IV провозглашён свободным королевским городом.
В начале XVII века Градец и Каптол окончательно слились в один город, епископство Каптола переименовывается в архиепископство Загреба.
Фуникулёр Загреба
В 1669 г. иезуиты основывают первую гимназию и академию. Эта дата считается датой основания Загребского Университета, одного из старейших в Европе. Вскоре Загреб становится культурным центром страны и одним из самых больших городов посавской Хорватии.
В 1776 году из Вараждина в Загреб переносятся заседания хорватского королевского веча (правительства), после чего город фактически приобретает столичный статус.
В 1851 бан Йосип Елачич объединил Каптол и Градец в Загреб. Тогда же был учреждён пост градоначальника объединённого города, который занял последний судья Градеца — Янко Камауф.
Во времена Австро-Венгерской империи город носил название Аграм.
25 июня 1991 года Сабор Республики Хорватия объявил независимость Хорватии и провозгласил Загреб её столицей. В мае 1995 года, во время гражданской войны, Загреб подвергся ракетной атаке со стороны военных формирований самопровозглашённой Республики Сербская Краина, в результате чего погибло семь и было ранено как минимум 175 человек.