Поделиться:
 

Ясногорск (Тульская область) Посмотреть на карте

Аллея Памяти во дворе школы № 2, где с 27 ноября по 8 декабря 1941 года размещалась медсанрота 510 стрелкового полка Лаптевского боевого участка

Аллея Памяти во дворе школы № 2, где с 27 ноября по 8 декабря 1941 года размещалась медсанрота 510 стрелкового полка Лаптевского боевого участка

После поражения под Каширой немецкое командование решило сделать всё возможное, чтобы овладеть по крайней мере Тулой. 2 декабря части 3-й и 4-й танковых дивизий, а также пехотного полка «Великая Германия» начали наступление в западном направлении. Они планировали совместно с расположенным в районе Алексина 43-м корпусом замкнуть кольцо окружения вокруг Тулы. К вечеру 3 декабря им удалось перерезать железную дорогу в районе Ревякино, а на следующий день и шоссе Тула — Москва. Тула лишилась важнейших путей подвоза. Ей грозило полное окружение. Однако неожиданный контрудар, предпринятый частями 49-й армии из района Лаптево на юг, поддержанный встречным ударом защитников Тулы, отбросил противника на исходные позиции. Замысел немецкого командования окружить и захватить Тулу не осуществился.

Тяжелые военные годы стали новым этапом развития посёлка Лаптево. К середине ноября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Донбасс и частично территорию Подмосковного угольного бассейна, в связи с чем в конце 1941 года на месторождениях не было добыто ни одной тонны угля. Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт — 23 октября 1942 года Государственный Комитет обороны принял постановление «Об увеличении добычи угля в Подмосковном бассейне». Однако для ввода новых шахт в эксплуатацию требовалось большое количество угледобывающих машин и оборудования. В декабре 1942 года Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 года бывший «Красный плуг») был передан в ведение Наркомата угольной промышленности, и предприятие стало специализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 года завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебёдок, в июне начато производство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», стал специализироваться преимущественно на производстве горношахтных механизмов и оборудования.

За успешное выполнение заданий по выпуску горношахтных машин и оборудования коллективу завода в начале 1945 года было вручено Красное Знамя Государственного Комитета обороны. 566 человек получили медали «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.» и 75 человек — «За восстановление угольных шахт Донбасса».

Современный период

1990-е годы XX века стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода — главного градообразующего предприятия, от которого в огромной степени зависела жизнь Ясногорска. Завод стал терять своих заказчиков на Украине, куда поставлялось до 50 % его продукции для шахт, в Казахстане и в других странах СНГ. Заказчики не имели средств заплатить за оборудование живыми деньгами или покупали более дешёвую продукцию в дальнем зарубежье. Падение производства повлекло за собой переход на неполную рабочую неделю, невыплату заработной платы. Число работников сократилось с максимального значения в 7 тыс. до 800 человек. Несмотря на ряд предпринятых мер, в 2009 году предприятие было признано банкротом.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить