Поделиться:
 

Варанаси Посмотреть на карте

Варанаси расположен в найвысшей точке между Гангой и Варуной со средней высотой около 80 м. Вследствие отсутствия притоков и каналов местность достаточно суха, что в прошлом должно было быть удобным для образования поселений. Однако современное расположение города несколько отличается от указанного в некоторых древних текстах.

Расстояние между слияниями Ганги с Варуной с одной стороны и Ганги с Асси с другой, где и расположен Варанаси, составляет 4 км. Индуисты часто совершают паломничество под названием Панча-Кроши Ятра в оба этих места, заканчивающееся в храме Сакши Винаяка.

История

Описание города в конце XIX века

Варанаси лежит на протяжении около 8 км под 25.283333, 83.066667 (от Гринвича), раскинувшись амфитеатром на левом берегу Ганга, который в этом месте образует небольшую бухту и имеет ширину, изменяющуюся по временам года от 550 до 850 м при глубине от 25 до 30 м. Б., если смотреть на него с берега Ганга, представляет весьма оригинальный и живописный вид. Он состоит из лабиринта темных, сырых, грязных, извилистых и узких улиц, по которым не везде может пройти слон. Экипажи здесь не в употреблении. Дома, число которых в 1872 году достигало 35741, в основном трёхэтажные, но часто встречаются также и пяти-, и шестиэтажные. Так как каждый верхний этаж выдается немного вперед над нижним, то самые верхние этажи стоящих один против другого домов почти сходятся между собой. Весьма многие из них снабжены балконами, балюстрадами и круглыми или, скорее, пирамидальными куполами. Пестрота красок, которыми расписана большая их часть, с изображением на лицевой стороне цветов, животных, людей и богов придает им весьма оригинальный вид. Бенарес служит средоточием поклонения Шиве, или Манадеве, и посвященных этому божеству храмов насчитывается в городе более 1000. Но большая их часть в архитектурном отношении не представляет ничего величественного; старейший, значительнейший и наиболее почитаемый и посещаемый между ними есть храм Vishrayesa, то есть Господа мира. Во всех этих храмах главным предметом почитания служат стоячие лингамы из камня. Посвященные Шиве быки свободно бегают по всем городским улицам, между тем как во многих храмах Дурги почти на каждом шагу встречаются прыгающие обезьяны, которых там воспитывают и холят. Из храмов, принадлежащих секте Джайна, замечательны по своей архитектуре в особенности храм Ман-Мандиль, или дом Мандиль-Синга, который в 1680 г. был обращен в обсерваторию и снабжен великолепными, сохранившимися до сих пор астрономическими инструментами, равно как Джайн-Мандиль, или храм Джайны, впрочем, приходящие уже в разрушение. В числе находящихся в Б. трёхсот мечетей одна их самых величественных — мечеть Ауренг-Зеба, построенная недалеко от берега Ганга, на месте разрушенного индусского храма, с тремя куполами и двумя минаретами.

Ступа Дхамек близ Варанаси (VI в. н. э.)

Ступа Дхамек близ Варанаси (VI в. н. э.)

Число жителей Бенареса достигает 207570 (1881), но сильно колеблется благодаря множеству стекающихся ежедневно в Бенарес богомольцев и других пришельцев, число которых во время Рам-Лилы и Давалли, двух самых больших и блестящих из всех религиозных празднеств в Бенаресе, доходит с лишком до 100000 чел. Среди них более 20000 браминов, множество нищих, бродяг, всякого рода праздношатающихся и вечно покрытых грязью, почти совершенно нагих факиров. Но, кроме того, многие богатые и знатные индусы временно или в последние годы своей жизни поселяются в Бенаресе, где некоторые из них и умирают. Любимыми местами прогулок жителей служат каменные лестницы (гхаты), идущие от набережной к Гангу. Чтобы умереть около Ганга, лежащие при смерти больные приказывают нести себя на эти лестницы, на которых происходит сожжение трупов. Считается, что если человек умрет здесь, его душа больше не будет перевоплощаться, он выйдет из колеса Сансары. Б. и теперь, как в старину, служит центром браминской учёности и науки, хотя в новейшее время все более и более вступает в состязание с Бенаресом Калькутта, особенно в деле изучения языков. Бенаресские пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах. Из множества учебных заведений наиболее замечательны индусская коллегия и учрежденная в 1792 г. Санскритская коллегия; обе они получают субсидию от английского правительства. В первой из них преподаются чтение, письмо и счисление, индусские законы, священная литература индусов на санскритском языке и астрономия. В другой преподается английский язык, английская история и литература, санскритский язык, языки индусский и персидский, равно как математика, политическая экономия и проч. Б., кроме того, служит средоточием цветущей промышленности и имеет важное торговое значение. В торговле приобрели известность изготовляемые здесь украшения из драгоценных металлов, золотые и серебряные ткани, бархат, шелковые и бумажные материи. Сюда привозится для продажи все, что Индия и сопредельные с нею страны производят ценного в области искусства и труда, равно как все естественные продукты вместе со всевозможными произведениями английской промышленности. Из бенаресских купцов некоторые принадлежат к богатейшим во всей Индии. — Б. весьма древний город, которому ещё в санскритских стихотворениях дается название Кази, то есть блестящий, и считается древнейшею школой браминов. В 1193 г. он был завоеван гуридом Кутб-эд-дином и в 1529 г. присоединен Бабером к империи Дели. При падении последней в начале XVII века князь газипурский стал повелителем города и страны Б. и в 1775 г. подчинился владычеству Англо-ост-индской компании, которая в 1781 г. сменила его и присоединила город с его округом к своим владениям. Ср. Sherring, «The sacred city of the Hindus; an account of B. in ancient and modern times» (Лонд., 1868); его же, «Hindu tribes and castes, as represented in B.» (Бенарес, 1872).

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить