Поделиться:
 

Усть-Катав Посмотреть на карте

Флаг Усть-Катав
Герб Усть-Катав
Страна Россия
Субъект федерации Челябинская область
Город с 1942
Площадь 699 км²
Национальный состав русские, башкиры, татары
Официальный сайт http://admust-katav.ru
Прежние названия до 1943 — Усть-Катавский Завод
Часовой пояс UTC+6
Телефонный код +7 35167
Координаты Координаты: 54°56′00″ с. ш. 58°10′00″ в. д. / 54.933333° с. ш. 58.166667° в. д. (G) (O) (Я)54°56′00″ с. ш. 58°10′00″ в. д. / 54.933333° с. ш. 58.166667° в. д. (G) (O) (Я)
Население ▼ 23 499[1] человек (2010)
Код ОКАТО 75 455
Глава Алфёров Эдуард Викторович
Автомобильный код 74, 174
Основан 1758
Агломерация 28 100
Река Юрюзань, протекающая в исторической части Усть-Катава

Река Юрюзань, протекающая в исторической части Усть-Катава

Усть-Катав — город в Челябинской области России.

Население — 24,0 тыс. чел. (2010).

Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань, в 260 км от Челябинска, на территории Исторического Башкортостана. Центр города окружён холмами.

Через город проходит Транссибирская магистраль, в 1 км южнее города — автомагистраль М5. Город является бывшим ЗАТО.

Промышленность

В 2008 году крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 2,593 млрд рублей. Основными являются:

производство машин и оборудования занимает первое место по объёмам производства — 2,698 млрд руб.,

  • ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения (в частности, производит маневровые космические двигатели), главным образом известен гражданским производством, выпуск трамваев.

История

Усть-Катав основан в 1758 году на башкирских землях как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.

Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укрепленное поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском поселке проживало около 800 человек.

Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.

С 1861 года по начало 1920-х годов поселок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сел. В 1870 году в поселке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в поселке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским поселком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги.

В марте 1917 году в Усть-Катавском поселке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 году в поселке мирным путем была установлена Советская власть.

В 1939 году в рабочем поселке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завода имени Л. М. Кагановича. Также в поселке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить