Сурское Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Ульяновская область |
Муниципальный район | Сурский |
Городское поселение | Сурское |
Основан | 1552 |
Часовой пояс | UTC+4 |
Почтовый индекс | 433240 |
Прежние названия | Промзино |
Координаты | Координаты: 54°28′51″ с. ш. 46°43′07″ в. д. / 54.480833° с. ш. 46.718611° в. д. (G) (O) (Я)54°28′51″ с. ш. 46°43′07″ в. д. / 54.480833° с. ш. 46.718611° в. д. (G) (O) (Я) |
Код ОКАТО | 73 244 551 |
Автомобильный код | 73, 173 |
ПГТ с | 1944 |
Население | ▼ 6987[1] человек (2010) |
Сурское — посёлок городского типа, административный центр Сурского района Ульяновской области России.
Население 7118 жителей (2007 год).
Известные люди
В поселке родились
История
В Ульяновской области есть примечательный в плане легенд райцентр — Сурское, на севере области. В центре поселка есть гора (точнее меловой холм метров семидесяти в высоту), у холма, то есть горы, есть своя история. В XVI в. на Сурской горе явился Николай Чудотворец и одним своим видом отогнал вражеских захватчиков. Так гора стала символом спасения поселка и всего Отечества, поскольку Промзино (старинное название Сурского) было в те времена форпостом продвижения русского государства на Восток. Населенный пункт под горой основал в 1552 г. Иван Грозный — попутно, когда продвигался на восток с целью покорить Казанское и Астраханское ханства. на меловой горе строятся укрепления — так Промзино (по-чувашски Поромса — изгиб, так как город построили на повороте реки) стал первой в череде крепостей, контролировавших передвижение войск Крымского ханства. народ населяет эти земли, но неохотно. В основном беглые, служивые и вороватые. В один из дней к городищу приблизилось войско кубанских татар. Численность войска не оставляла шанса на то, что город уцелеет. Но прошел день, второй — степняки не нападали, оставаясь на противоположном берегу Суры. К ним переправили стрельца-парламентера, чтобы узнать причину, почему кочевники держат осаду. «разве ты не видишь, какая глубокая тьма впереди нас, а во тьме, там, на высокой горе, какой-то свет, а в нём стоит какой-то старец, который грозится нам своим мечом, запрещает нам идти туда. Смотри, воин рядом со старцем — юноша на белом коне с копьем в руке, готовый ринуться на нас, если мы осмелимся только на один шаг. Так можно ли нам идти туда, когда перед нами вода и тьма, и такое грозное явление Сам Бог христианский вступается за это городище. Нет, мы желаем скорее вернуться назад, но позади нас дремучий лес — таким мы будто и не шли, а теперь не знаем, где пройти.» Стрелец показал им дорогу, вернулся домой — и вскоре на вершине Белой горы была найдена икона Николая Угодника (святителя Николая Мирликийского, одного из самых почитаемых на Руси святых). весть о чудесах разнеслась — в Промзино, поближе к святой горе, потянулись поселенцы (люди определенного склада: набожные, работящие, с поэтическим восприятием реальности, потому Сурский район самый плодовитый на поэтов, художников, резчиков). В 1600 г. в гору была встроена деревянная часовня, потом — каменная, потом выстроено две Пустыни для монашествующих. Каждый год в мае на Николу-летнего выносили чудотворную икону, и к ней шли паломники — пешком, через всю Россию, из Киева, Архангельска, балтийских государств. После революции, Промзино стало ареной битвы идеологий — старой и новой. воплощением старой идеологии стала гора — как зримое чудо, оплот веры в спасение от захватчиков (а как ещё могли восприниматься партизанские отряды в Гражданскую войну). Символом новой идеологии стал трактор «Фордзон» (гибрид паровоза с библейской нечистью). В один из дней, молодой тракторист поднялся на тракторе на вершину Николиной горы, чтобы срыть её. И полетел вниз… Чем не картина «Свержение нечистого в Ад» Легенды о том, как Господь наказывает партийного святотатца, встречаются практически повсеместно — например, история об ослепшем комиссаре, который расстрелял икону Богородицы. А тут тракторист на документально зафиксированном «Фордзоне» и гора — чудо, которое не спрячешь на чердак, как старую икону.
Статус посёлка городского типа — с 1944 года.