Поделиться:
 

Средний Егорлык (село) Посмотреть на карте

До сегодняшнего времени серьезно относятся к отношениям «крестный и крестник». Кумовья были почти родными членами семьи. Если умирали родители и не было родственников, то крестные обязаны были взять крестников в свою семью.

Как и во многих окрестных поселениях, одежду изготавливали самостоятельно из ткани, в основе была шерсть, конопля. Из овчин шили тулупы, шубы, полушубки. Вязали женскую верхнюю одежду, носки, варежки, шарфы, шали. Хлопчатобумажную материю завозили из Ростова и Ставрополья. Одежда мужчин состояла из штанов, нижних и верхних, рубахи – косоворотки, которые были домотканые или сшитые из сатина. На голове носили картуз, зимой – шапку-ушанку, малахай, папаху из меха волка или лисы, зайца, овцы, «курпека» (молодой ягненок). На ноги летом обували сапоги, чувяки. Женщины на голове носили платки (замужние – постоянно), шали, ажурные шарфы. Девушки летом ходили без головного убора. В отличие от Центральной России, женщины (замужние) не носили сарафанов, а носили платья, кофты на манер казачьих (под которые надевали «лифчик», сшитый по типу корсета), а также юбки (нижние и верхние). Обычно нижняя, белая, край которой выглядывал из-под верхней юбки, была призвана показывать чистоплотность хозяйки. На ногах носили чувяки из тонкой кожи и «бареты» - вид туфлей с верхней застежкой и низким каблуком. Богатые женщины носили ботинки с опушкой и высоким каблуком, а также осенью и зимой – женские сапожки.

В трех концах села видны были корпуса двухэтажных зданий, а также построенная в 1908 году трехэтажная вальцовая мельница и маслобойня Лосева Егора. По выгонам, окружая село, стояло еще 22 ветряные мельницы. В селе было 7 паровых мельниц, 9 маслобоен, несколько крупорушек.

Традиции и праздники

Куда бы жизнь ни забросила, по говору всегда можно определить, откуда мы родом. Язык жителей села Средний Егорлык и до сего времени имеет характерные особенности, по которым можно сразу отличить местного жителя от жителей других районов России.

Вот наиболее яркие образцы речи «лежанца»: вместо «пусть» - «нехай», «хай»; «едя», «едуть», «ходя», «ходють», «будя». Старших сестер называют «нянями» - «няня Люба». Вместо слова «брат» обычно говорят «братка». До сих пор часто говорят: растет «вишен», «терен». Арбуз зовут на украинский манер «кавун».

Ужин называют «вечерней». Сейчас так больше говорят жители, которые постоянно живут в селе, т.е. коренные. Еще одной из особенностей речи было добавление приставки «по»-, а иногда ее в слове использовали дважды: «понаехали», «понаделали».интересно, что люди, проживающие в центре села, так называемые «базарцы», говорили практически на чистом языке Центральной России. Когда говорят «базарец», то подразумевают человека, говорящего правильно (литературно). Ранее перечисленные примеры – это речь жителей берегов р. Молоканки. Жители пятой сотни, Петюновки и Корны употребляют много слов украинского происхождения, но частично измененных.

До Великой Отечественной войны жители села не употребляли матерных выражений. Человек, употребивший мат, автоматически относился к людям, с которыми старались общаться как можно реже. После ВОВ мат стал распространен еще и потому, что резко уменьшилось число коренных жителей.

Но вернемся к событиям 19 века. Как и по всей России, культурная жизнь крестьян села Средний Егорлык складывалась в основном из православных праздников и посиделок. Вечерами молодежь собиралась вместе и под гармонь или балалайку пели или по-местному «играли» песни и частушки, плясали, устраивали игры. Посиделки организовывали в праздничные или воскресные вечера: летом на улице, зимой в помещении, которое снимали вскладчину.

 


 

Валерий Егоров 2020-05-07 00:34:59

Забыл оставить обратный адрес strannik54@mail.ru

Валерий Егоров 2020-05-07 00:33:19

Пополнил свои знания о малой родине моего деда Прудкова Алексея Михайловича. 1906 года рождения.
Моего прадеда Михаила и его жены Александры в девичестве Сосницкой.
Может быть найдутся жители села ,которые слышали или что то знают о моих предках ? Буда рад и благодарен за любую информацию о них.

G E S H A 2014-08-27 14:29:59

Хорошая книга!Спасибо Николаю Федоровичу.

G E S H A 2014-08-27 14:28:38

ХОРОШАЯ КНИГА!СПАСИБО НИКОЛАЮ ФЕДОРОВИЧУ.

Николай Ватутин 2013-10-12 11:17:38

Книга издавалась трижды. В 2009,2011, 2013.

Николай Ватутин 2013-10-12 11:15:46

Текст полностью копирован из книги Ватутина Н.Ф "Человек и малая родина", Агенство Региональных Проектов,2011г., Ростов -на Дону,ББК 63.3(2РОФ-РОС) В21. Имейте совесть, сделайте ссылку на автора.

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить