Поделиться:
 

Средний Егорлык (село) Посмотреть на карте

Активное заселение продолжалось, и вокруг реки Средний Егорлык образовывались новые хутора и поселки. Бывшие крепостные крестьяне графа Шереметьева из Воронежской губернии, поселились по обе стороны балки Молоканки. Вскоре по правую сторону балки были построены две гребли (плотины, названные Красниковой и Барановой по фамилиям первых поселенцев. В это же время заселялась и левая сторона балки Молоканки между Касьяновой и Ватутинской греблей.

Далее по речке поселились выходцы из села Верхняя Уда Курской губернии Обоянского уезда, построив Красникову греблю. В числе поселенцев этого села были: Трофимовы, Воробьевы, Лохматовы, Бабаевы, Поповы, Бронниковы. Этот поселок получил название Водянщины, сохранившееся и до настоящего времени. Название произошло вследствие трансформации слова «удянцы», «удянщина». На местном наречии слова «уда», «узда», «утка» произносились как «вуда», «вутка». С течением времени слово «вудянцы» было переделано в «водянцы»: в основу взяли слово «вода», которая имелась в этом поселке в большом количестве, благодаря созданию плотин.

Крестьянская реформа 1861 г. оставила много крестьян без земли, и началось массовое переселение не только из Центральной России, но и Украины. На правом берегу р. Средний Егорлык, вверх по течению, появилось новое поселение - Курбатовка. Это название также возникло по фамилии, наиболее часто встречающейся среди поселенцев. Поселение протянулось от Карантирского моста до Сереминой гребли. Между Ватутинской и Глазуновой греблями по левому берегу р. Молоканки поселились выходцы Харьковской и Полтавской губернии. Этот поселок получил название Хохлатчина, а позднее Корна, как конец села, где проходила граница Кубанского войска (ст. Роговская). Иногда это поселение называли Петюновкой по самой распространенной здесь фамилии.

После 1861 года было основано и поселение Карантир. Оно расположилось вниз по течению, на правом берегу р. Ср. Егорлык от «Карантирского моста» до дамбы кирпичного завода Кругового.

Все эти отдельно стоявшие поселки уже во второй половине XIX века слились в одно огромное богатое село под общим названием Средний Егорлык. Село входило в состав Медвеженского уезда Ставропольской губернии и являлось центром Средне-Егорлыкской волости. По количеству населения оно могло сравниться с небольшим городом центральной полосы России или степной Украины. В связи с голодом 1891 г., чумой и холорой численность колебалась от 13 до 18 тыс. человек.

Позднее, в 20-х годах XX века были основаны хутора по левому берегу р. Средний Егорлык: Мирный, Братский, Дачный, им. Чичерина, Ново-Донской, Новый свет.

Экономико-социальное развитие. Жизнь среднеегорлычан в XIX веке

К 1913 г. село Средний Егорлык по занимаемой площади и количеству населения было одним из крупнейших сел Юга России и всего Северного Кавказа. Земельная площадь равнялась 26 тыс. десятин. А площадь самого села равнялась 18 км2.

Расположенное на развилке трактов, связывающих центр России с Кавказом и Доном, село являлось последним северо-западным пунктом огромной Ставропольской губернии.

Лежанцы были исключительно верующими людьми. Это привело к строительству в селе церкви. В 1847 году была построена в центре села первая каменная церковь с колокольней. Там же расположилась первая церковно-приходская школа. Рядом с церковью было кладбище, где хоронили уважаемых людей и членов их семей за плату. В 1961 году при строительстве водопровода для домов сотрудников СПТУ №85 были случайно разрыты могилы священников. В них нашли золотой крест и Евангелие в золотом окладе. В этом же году при посадке деревьев в районе базара учащийся средней школы Охрименко А. нашел кувшин с драгоценными украшениями, золотыми пяти и десяти рублевыми монетами («николаевками») и серебряными монетами времен НЕПА (1922-1924гг.). Поначалу очень трудно было создать семью. Но, окрепнув, лежанцы уже смело могли сватать невест и отдавать своих девушек в жены. Лежанские девушки особенно ценили среди донских и кубанских (роговских) казаков за трудолюбие и скромность. Эти браки привели к появлению населения, чувствовавшего себя не инородными, а как бы стоявшими на одном уровне с казаками, но и не отягощенными обязательной воинской службой. Свадьбы обычно играли на Покрова Пресвятой Богородицы и после, т.е. когда заканчивались основные работы по уборке всех видов урожая. Свадьба длилась обычно три дня: девичник, где собиралась молодежь в доме невесты, свадьба в доме жениха и «жито», на котором разыгрывалось представление с ряжеными «цыганями», ходьбой по улице и катанием близких родственников на тачке. Молодые обычно жили в семье жениха, жить у невесты считалось зазорно. Приданое готовилось со дня рождения девочки. Лет с десяти будущая невеста сама участвовала в изготовлении приданого, для которого специально делали сундук. Сиротам свадьбу играли всем обществом. Молодым выделяли средства на постройку жилья и для обзаведения необходимым хозяйством.

 


 

Валерий Егоров 2020-05-07 00:34:59

Забыл оставить обратный адрес strannik54@mail.ru

Валерий Егоров 2020-05-07 00:33:19

Пополнил свои знания о малой родине моего деда Прудкова Алексея Михайловича. 1906 года рождения.
Моего прадеда Михаила и его жены Александры в девичестве Сосницкой.
Может быть найдутся жители села ,которые слышали или что то знают о моих предках ? Буда рад и благодарен за любую информацию о них.

G E S H A 2014-08-27 14:29:59

Хорошая книга!Спасибо Николаю Федоровичу.

G E S H A 2014-08-27 14:28:38

ХОРОШАЯ КНИГА!СПАСИБО НИКОЛАЮ ФЕДОРОВИЧУ.

Николай Ватутин 2013-10-12 11:17:38

Книга издавалась трижды. В 2009,2011, 2013.

Николай Ватутин 2013-10-12 11:15:46

Текст полностью копирован из книги Ватутина Н.Ф "Человек и малая родина", Агенство Региональных Проектов,2011г., Ростов -на Дону,ББК 63.3(2РОФ-РОС) В21. Имейте совесть, сделайте ссылку на автора.

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить