Саратов 51°32′00″с.ш.46°00′00″в.д./51.533333°с.ш.46°в.д.51°32′00″с.ш.46°00′00″в.д./51.533333°с.ш.46°в.д.
Старейшая из действующих систем общественного транспорта в Саратове — трамвайная — была открыта в 1908 году. В 1952 году была открыта троллейбусная система. В советское время также появились автобусные маршруты. С 1995 года широкое распространение получили маршрутные такси.
Трамвайная и троллейбусная системы объединены под управлением МУПП «Саратовгорэлектротранс».
С увеличением численности населения города в конце 1980-х начал рассматриваться проект строительства метрополитена. Проект пока не дошёл до практической реализации, и в федеральной программе строительства и финансирования метрополитенов в РФ до 2020 года Саратов отсутствует. В 2010 году общественным движением «Саратовцы за метро» было предложено несколько проектов скоростного транспорта в Саратове, но администрация города упорно игнорировала эти предложения (см. статью «Скоростной транспорт в Саратове»).
На кафедре архитектуры СГТУ был разработан и предложен проект подвесной монорельсовой дороги, которая по стоимости в 1,8 раза дешевле метрополитена. Но дальше дипломного проекта идея не получила развития.
Транспорт
Транзитные магистрали Саратова
Саратов расположен на пересечении магистральных железнодорожных и автомобильных линий, водных маршрутов. Через область проложены магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы.
Имеются подъезды к городу от федеральных трасс М5 и М6. Также через Саратов проходят федеральные магистрали Р228 («Сызрань—Саратов—Волгоград»), А144 E 38 AH61 («Саратов—Воронеж») и Р158 («Саратов—Пенза—Саранск—Нижний Новгород»), а также Р226 («Саратов—Красный Текстильщик»), Р234 («Саратов—Песчаный Умёт») и Р208 («Саратов—Сокур»).
Перевозки пассажиров по железной дороге в пригородном и дальнем, а также международном сообщении обеспечивают Вагонное депо Саратов, Локомотивное депо Саратов и железнодорожные станции Саратов I, Саратов III, Трофимовский I.
Действует Саратовский аэропорт, имеющий статус международного. Разрабатывается проект переноса аэропорта из центральной части города за городскую черту, в район села Сабуровка.
Междугородные и пригородные перевозки осуществляет автобусный транспорт. Автобусы отправляются по маршрутам от автовокзала, улицы Радищева, Сенного рынка, стадиона «Волга» и от нескольких стоянок в городе.
С речного вокзала можно отправиться на круизном теплоходе в крупные города на Волге и на небольших судах местных линий в сёла неподалёку от Саратова. Регулярные рейсы в Кошели, Шумейку и Сосновку (2011 г.).
Коммунальное хозяйство
Комплекс ЖКХ в городе пребывает в упадке. Федеральная программа по ремонту жилья имеет искажённую форму — ремонтируются только многоэтажные здания, а малоэтажная застройка исторической части города большей частью находится в аварийном состоянии. Сотрудники управляющих компаний не стесняясь говорят о том, что людям живущим в старых домах нет никакого шанса на ремонт их домов, кроме как своими силами. Это положение тянется с советских времён. В центре города, до сих пор очень много домов не имеющих отвода сточных вод. Люди, как в прошлые века выплёскивают помои на улицу.