Поделиться:
 
Океания

Тонга

Археологические памятники

Хаамонга-а-Мауи.

Хаамонга-а-Мауи.

Ланги Намоала в городе Муа.

Ланги Намоала в городе Муа.

Хотя с точки зрения археологии острова Тонга изучены достаточно плохо, на ряде островов сохранились ценные археологические памятники, в том числе большое количество находок, принадлежащих культуре лапита и обнаруженных на всех островах Королевства (всего около 30 мест археологических раскопок, большинство из которых расположено на островах Хаапай). Согласно исследованиям профессора Дэвида Берли (англ. David Burley) из канадского Университета им. Саймона Фрейзера (англ. Simon Fraser University), деревня Нукулека в восточной части Тонгатапу вероятно является древнейшим поселением тонганцев или полинезийцев, то есть может считаться «колыбелью Полинезии». Кроме того, в северной части острова Тонгатапу, недалеко от деревни Ниутоуа, расположен известный 12-тонный трилит Хаамонга-а-Мауи (тонг. Haʻamonga ʻa Maui; в переводе с тонганского — «ноша бога Мауи») — единственная в южной части Тихого океана мегалитическая арка., состоящая из трёх коралловых плит высотой в 5 м, шириной в 2 м и длиной в 6 м (существует внешнее сходство со Стоунхенджом). Точное время постройки сооружения, как и его предназначение, неизвестно. Предположительно, оно было построено в начале XIII века в период правления одиннадцатого по счёту туи-тонга Туитатуи. Согласно же местным легендам, Хаамонга был создан богом Мауи из камней, которые он принёс с острова Уоллис. Существует также несколько точек зрения по поводу функций Хаамонга-а-Мауи. Согласной одной из них, сооружение было построено Туитатуи с целью примирения своих враждовавших сыновей (трилит должен был символизировать родственные узы между ними), или же оно могло служить в качестве входа на существовавшую в прошлом в этом месте королевскую территорию. Согласно же идее, предложенной Тауфаахау Тупоу IV, постройка использовалась для наблюдения за солнцем, а также определения летнего и зимнего солнцестояния (в 1972 году король объявил монумент и территорию вокруг него национальным парком).

Особый интерес с точки зрения истории и археологии вызывает город Муа (тонг. Muʻa), расположенный примерно в 12 км от современной столицы Тонга, города Нукуалофа, и служивший с XIII по XIX век третьей по счёту столицей Королевства (первой считается деревня Толоа, второй — Хекета). В северо-восточной части Муа находится район Лапаха, место проживания и центр верховной власти династии туи-тонга. Кроме того, он известен как географический центр Тонганской империи в период с XIII по XIX век, а также как место захоронения верховных вождей (всего в Лапаха находится, предположительно, 22 могилы, или ланги (тонг. langi), представляющие собой небольшие возвышенности в форме сильно усечённых пирамид).

Социальная организация

Современное тонганское общество, как и традиционное, отличается высокой стратификацией населения и иерархичностью. Тем не менее, за несколько столетий в разделении общества на ранги произошли существенные изменения, которые в значительной степени сгладили в обществе различия между представителями разных социальных групп. В тонганском обществе выделяются три основные социальные группы: представители королевской семьи, или ха’а ту’и (тонг. Ha’a Tu’i), знать/вожди, или хоу’эики (тонг. hou’eiki), и простой народ, или кау ту’а (тонг. kau tu’a). Все титулы до сих пор остаются наследственными и, как правило, передаются исключительно по мужской линии. Конституцией 1875 года на островах был введён новый ранг — земельной аристократии, или нопеле (тонг. nōpele).

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить