Поделиться:
 
Африка

Бурунди

Древний период

Древняя и средневековая история Бурунди изучена слабо. Первыми жителями, которые населяли данный регион, были пигмеи тва, которых вытеснили приблизительно в 1000 году н. э. земледельцы хуту. В XV-XVI веках сюда пришли кочевники-скотоводы тутси.

В XVII веке на территории современного Бурунди сложилось независимое феодальное королевство Бурунди. Первый известный мвами (король) Нтаре I объединил существовавшие на этой территории разрозненные государства и создал единое королевство. В годы правления Нтаре II происходит расцвет королевства. В ходе многочисленных войн с соседями Нтаре II расширил территорию своего королевства почти до современных границ. С конца XIX века до начала XX века в государстве идут междоусобные войны.

Политическое устройство

Вооружённые силы

Затраты на вооружённые силы составляют 5,9 % от ВВП страны (2006). Общее количество вооружённых сил (март 2006 года) — 50 500 человек, из которых 89,1 % — армия, 10,9 % — жандармерия.

Политические партии

До независимости было зарегистрировано более 23 политических партий, из которых лишь 2 оказывали значительное влияние на жизнь страны — Национальная партия прогресса и единства (УПРОНА), основанная принцем Луи Рвагасоре, и Народная партия (НП), партия хуту. Однако УПРОНА, контролировавшая 58 из 64 мест в Национальной Ассамблее, была подвержена внутренним конфликтам, базировавшихся в основном на национальной почве. Поэтому НП слилась в парламенте с крылом хуту партии УПРОНА, образовав так называемую группу Монровия, а крыло тутси образовала группу Касабланка.

В 1966 году президент Мичомберо запретил все партии кроме УПРОНА. 1 ноября 1979 года после смещения Мичомберо в результате переворота было объявлено о роспуске УПРОНА, однако уже в 1979 году партия вновь участвовала в государственном управлении, а по конституции 1981 года являлась единственной легальной политической организацией страны.

Президентские и парламентские выборы 1993 года привели к поражению партии УПРОНА, когда 72 % голосов завоевала партия президента Ндадайе Демократический фронт Бурунди (ФРОДЕБУ). В 1990-х годах возникли новые партии такие, как Бурундийский африканский альянс спасения (АБАСА), Объединение за демократию и экономическое и социальное развитие (РАДДЕС), Народная партия согласия. Также функционировали небольшие повстанческие организации с политическим влиянием, например, Палипехуту — Силы национального освобождения и Национальный совет защиты демократии — Силы защиты демократии.

В настоящее время наиболее значимыми партиями являются ФРОДЕБУ, Национальный совет защиты демократии — Фронт защиты демократии, УПРОНА.

Внешняя политика

18 сентября 1962 года Бурунди было принято в ООН, является членом Экономической комиссии для Африки и практически всех нерегиональных специализированных агентств, входит в международную организацию стран АКТ. Также является членом Африканского банка развития, Африканского союза, Группы-77 и других международных организаций.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 1 октября 1962 года).

Судебная власть

На самом низком уровне мелкие споры решаются на основе обычного права «судами холмов» (рунди intahe yo ku mugina), которые состоят из старейшин (рунди abashingantahe) и других избираемых членов. На уровне коммун действуют магистратские суды по месту жительства (фр.  Tribunal de Résidence ), а на уровне провинций — суды высокой инстанции (фр.  Tribunaux de Grande Instance), решения которых могут быть обжалованы в трёх апелляционных судах, расположенных в Бужумбуре, Нгози и Гитеге.

Судом высшей инстанции по гражданским и уголовным делам является Верховный суд (фр.  La Cour supreme ). В стране также действует Конституционный суд (фр.  La Cour Constitutionnelle ), который рассматривает дела, связанные с толкованием конституции, а также нарушениями прав человека.

Законодательная власть

Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Национальной Ассамблеи (фр.  L'Assemblée Nationale) и Сената. Национальная Ассамблея состоит минимум из 100 членов, избираемых сроком на 5 лет. При её формировании учитывается этнический (60 % хуту и 40 % тутси) и половой (30 % женщины) принципы. Национальная независимая избирательная комиссия назначает также дополнительных членов для представления интересов этнических меньшинств.

Сенат состоит из 49 членов, 34 из которых избираются непрямым голосованием на срок 5 лет, оставшиеся места распределяются между этническими меньшинствами и бывшими главами государства.

Законодательные функции парламента ограничены конституцией. Президент после совещания с конституционным судом может принять указ, имеющий силу выше закона.

Конституция

Первая конституция Бурунди была принята в 1981 году. Согласно ей главой государства и правительства являлся президент, избираемый на пятилетний срок на прямых всеобщих выборах. В конституции содержалось положение, согласно которой кандидатом на пост президента мог быть только лидер единственной законной партии страны — Союза за национальный прогресс (УПРОНА), где преобладающую роль занимали тутси.С принятием в 1992 году новой конституции в стране разрешили многопартийность, а президент стал избираться всеобщим голосованием. В настоящее время в стране действует конституция, принятая на референдуме в феврале 2005 года.

Исполнительная власть

Президент Бурунди Пьер Нкурунзиза

Президент Бурунди Пьер Нкурунзиза

Исполнительная власть сосредоточена в руках Президента, который по конституции является главой государства и правительства. Избирается прямым голосованием сроком на 5 лет не более двух сроков. Он также является главнокомандующим армии, гарантом национального единства. Действующий глава государства Пьер Нкурунзиза был избран на этот пост голосованием парламента согласно переходной конституции, принятой в феврале 2005 года. 28 июня 2010 года в стране начались прямые президентские выборы, в которых Нкурунзиза остался единственным участником после выхода из предвыборной борьбы всех альтернативных кандидатов.

Президенту в выполнении полномочий ассистируют два вице-президента, один из которых координирует политическую и административную, а второй — экономическую и социальную сферы. Оба вице-президента назначаются главой государства после совещания с Национальной Ассамблеей. В формировании Совета министров играет роль этнический состав, который определяется квотами для хуту (60 %) и тутси (40 %).

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить