Поделиться:
 

Подмоклово Посмотреть на карте

Страна Россия
Субъект федерации Московская область
Муниципальный район Серпуховский
Сельское поселение Липицкое
Почтовый индекс 142260
Население 216 человек (2006)
Часовой пояс UTC+4
Код ОКАТО 46 251 825 007
Координаты Координаты: 54°52′01″ с. ш. 37°20′48″ в. д. / 54.866944° с. ш. 37.346667° в. д. (G) (O) (Я)54°52′01″ с. ш. 37°20′48″ в. д. / 54.866944° с. ш. 37.346667° в. д. (G) (O) (Я)
Автомобильный код 50, 90, 150, 190
Телефонный код +7 4967
Первое упоминание 1648

Подмоклово — деревня в Серпуховском районе Московской области. Входит в состав Липицкого сельского поселения.

География

Расположена в южной части района, на правом берегу Оки, недалеко от шоссе, идущего от деревни Лукьяново к деревне Ланьшино. В 7 километрах от Лукьянова.

Достопримечательности

В Подмоклове располагаются признанные объектами культурного наследия федерального значения. В усадьбу входило:

  • 2-этажный каменный господский дом (не сохр.)
  • руинированный каменный 2-этажный флигель, северный. 2-я пол. XVIII в.
  • большой террасный пейзажный парк с липовыми и тополиными аллеями (сохр. частично).
  • церковь Рождества Богородицы
  • каскадные пруды, разделенные дамбой (сохр. частично).
  • службы (капитально перестроены), XVIII—XIX вв.

В усадьбе, по некоторым указаниям, в советское время находился дом-интернат.

Церковь Рождества Богородицы

Известной достопримечательностью является Церковь Рождества Богородицы (1714—1722), выполненная в стиле итальянского барокко. Она является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивших в себе черты западноевропейского барокко. Это наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от всей 1-й пол. XVIII века ротонд.. Церковь была начата на средства Григория Фёдоровича Долгорукова (1656—1723), продолжена его сыном Сергеем, и закончил внук Николай, которому имения были возвращены императрицей Елизаветой Петровной. Он снабдил церковь алтарем, иконостасом, иконами, завершил столярные работы, в 1754 году написал прошение в Синод о разрешении освятить церковь. Храм был освящен в 1754 году (в старых исследованиях, до публикации В. В. Зубарева в 1991 году, эта дата встречается как год его создания).

Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им был итальянский архитектор Карло Фонтано, также в документах встречается упоминание о том, что «церковь должна быть круглая, согласно чертежу и указаниям иноземца Лоренца фон Фикина». В другом контракте упоминается имя иностранца Андрея Шульца, указаниями которого артель должна пользоваться помимо чертежа. Разрешение на постройку каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана по прошению Г. Ф. Долгорукова. После 1816 года рядом с церковью были построены каменная ограда и колокольня (не сохранились).

Храм представляет собой редкий для России тип купольной ротонды. Двусветная оштукатуренная кирпичная ротонда в первом ярусе окружена открытой арочной галереей (соединенной с корпусом системой крестовых сводов), которая на втором ярусе превращается в балкон с балюстрады. Опоры галереи украшены каннелированными пилястрами ионического ордера, которые продолжаются собственно на теле ротонды: плоские силуэтные наличники, завершенные лучковыми или луковыми сандриками, чередуются с настоящими оконными проемами. Богатый фриз украшен гирляндами и ангельскими головками, карнизы и архивотльты арочных проемов галереи тонко профилированы. Ротонда увенчана куполом с повышенной стрелой подъема на световом барабане, его прорезают люкарны (световые и ложные), и завершает массивная глава.

Уникальной особенностью храма были 16 статуй: двенадцать апостолов и четыре евангелистов, установленных на балюстраде над галереей. Они поставлены по осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады. Использование круглой скульптуры является редкостью для православной церкви. В семидесятых годах XX века пять из них были сброшены. В начале 1980-х годов была начата реставрация фасадов одной из мастерских треста «Мособлстройреставрация». Скульптуры были сняты с балюстрады храма и укрыты коробом. В настоящее время часть скульптур разрушена, некоторые из сохранившихся находятся на реставрации в филиале Серпуховского историко-художественного музея, который расположен в здании Троицкого собора. План ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря предусматривал замену их на фасаде гипсовыми копиями.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить