Подгорица Посмотреть на карте
Подгорица расположена у слияния рек, в плодородной долине, на равнинной местности (что не очень характерно для Черногории). Своим названием город обязан нескольким невысоким холмам, возвышающимся в его историческом центре, самый крупный из которых называется «Горица».
Транспорт
Подгорица является крупным транспортным центром автомобильного, железнодорожного и авиасообщения.
Общественный транспорт
Общественный транспорт в городе представлен автобусами и такси.
Автосообщение
Основные европейские автотрассы, проходящие через Подгорицу:
- Западное направление (E762) — в Боснию и далее в страны Западной Европы;
- Южное направление (E65, E80) — к побережью Адриатического моря;
- Северное направление (E65, E80) — в Сербию и далее в страны Центральной Европы;
- Восточное направление (E762) — в Албанию.
Недавно построенный по современным европейским стандартам туннель «Созина» (4.2 км) значительно сокращает дорогу в Бар.
Вдоль шоссе Подгорица — Цетине расположились основные в Черногории площадки по продаже подержанных автомобилей. В черте города на трассе Подгорица — Никшич построены автосалоны основных европейских производителей. Трасса Подгорица — Бар изобилует торговцами сельхозпродукцией с близлежащих полей (арбузы, виноград, инжир). Вдоль шоссе Подгорица — Шкодер разбиты виноградники.
Железнодорожное сообщение
Железнодорожный вокзал
Подгорица — главный железнодорожный узел Черногории. Через неё проходят:
- железнодорожная ветка Подгорица — Никшич (пассажирское сообщение планируется к открытию в 2009 г. после реконструкции и электрификации всей линии);
- железнодорожная линия Белград — Бар (самая крупная по количеству пассажиров и тоннажу перевозимых грузов);
- железнодорожная ветка Подгорица — Шкодер (единственная железная дорога, соединяющая соседнюю Албанию с остальным миром, в последнее время не используется).
Авиасообщение
Международный аэропорт
В 12 км к югу от Подгорицы расположен международный аэропорт — самый крупный в Черногории (один из двух в стране).
Отсюда летают регулярные и чартерные рейсы во многие города Европы, в том числе в Москву.
Население
Подгорица — крупнейший город Черногории: здесь живёт около четверти населения страны.
По переписи 2003 года в Подгорицком муниципалитете проживало 169 132 жителя. Население собственно Подгорицы — 136 473 жителей.
Строительный бум
Год | Численность населения города | Численность населения муниципалитета |
---|---|---|
1948 | 14 369 | 48 599 |
1953 | 19 868 | 55 669 |
1971 | 61 727 | 98 796 |
2003 | 136 473 | 169 132 |
1961 | 35 054 | 72 319 |
1981 | 96 074 | 132 290 |
1991 | 117 875 | 179 401 |
По данным последней переписи, почти 57 % жителей муниципалитета считают себя черногорцами, более 26 % — сербами, около 11 % — албанцы.
Архитектура
Мост Тысячелетия
В Подгорице можно увидеть причудливое смешение разнообразных архитектурных стилей — наследство бурной истории города и страны. Каждое правление оставляло следы в камне.
За четыреста лет османского владычества (1474—1878) в Подгорице было построено много зданий турецкой архитектуры. Старейшие части города, Стара Варош и Драч, застроены домами подобного типа — здесь можно увидеть две мечети, часовую башню и узкие извилистые улочки.
Мост Тысячелетия ночью
Когда Подгорица вошла в Черногорию, центр города переместился на другой берег реки Рибница, где стали строить широкие улицы, пересекающимися под прямыми углами, и здания в европейском стиле.
Во время Второй мировой войны Подгорица была полностью разрушена. После освобождения началась реконструкция города в стиле советской архитектуры, с безликими «коробками». В этом ключе построено большинство зданий на правом берегу реки Морача. Даже в старой части города некоторые участки были застроены такими домами.
Приблизительно с 1990-х годов в Подгорице началось бурное строительство, которое быстро меняет облик города. Возводится много современных жилых домов и офисов. Город украсился новыми площадями, парками и памятниками. Отдельно стоит упомянуть Собор Христова Воскресения и Мост Тысячелетия.