Поделиться:
 

Петровск-Забайкальский Посмотреть на карте

Петровские узники организовали в каземате школу по обучению заводских детей грамоте, а их жёны обучали местных жительниц рукоделию, музыке.

В 1831 году декабристы начинают покидать Петровский Завод, выходя на поселение. Первыми оставили каземат декабристы М. К. Кюхельбекер и Н. П. Репин. Последний узник В. Н. Соловьёв выехал в 1840 году. В 1866 году Петровская тюрьма сгорела. Лишь фрагмент частокола, окружавшего каземат, сохранился до наших дней. Он перенесён на территорию Музея декабристов.

С 10 марта 1829 года в Петровском Заводе отбывали каторгу солдаты-декабристы Ф. Трофимов, П. Долговязов, Д. Соловьев, Т. Федотов, М. В. Шутов, Ф. Анойченко. Согласно предписанию коменданта Нерчинских рудников С. Р. Лепарского от 13 июня 1830 года, чтобы не допустить встречи с декабристами-офицерами, четверо первых переведены в Нерчинский Завод, где и оставлены на поселение. Михаил Шутов и Фёдор Анойченко работали на руднике. Последний — погиб при обвале. После отбытия каторги в Петровском Заводе остался жить декабрист Иван Иванович Горбачевский. В этом городе он умер и был похоронен. В Петровском Заводе отбывали наказание итальянцы и французы, принимавшие участие в вооружённом польском восстании 1863 года.

В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.

В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.

Тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Петровск-Забайкальский, город обязан заводу. В 1896 году Комитет Сибирской железной дороги принимает решение отклонить направление дороги от первоначального проектного и пройти через село Петровский Завод, где находится Петровский железоделательный завод.

В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на ст. Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

Приказом от 4 сентября 1900 года на станции Петровский Завод организовано оборотное депо. За этот же год на станции построены товарная контора, корпуса паровозного депо, больница, школа, жандармский участок. По приказу начальника Забайкальской железной дороги от 6 ноября 1900 года станции Петровский Завод присвоен статус железнодорожной станции IV класса, имевшей один путь с пропускной способностью 2 пары грузовых и 1 пара курьерских поездов в сутки. В 1903 году построено здание железнодорожного вокзала.

К 1905 году строится второй посёлок железнодорожников на землях кабинета Его Величества. Посёлок получает название Родькина падь. К 1912 году на станции завершена укладка вторых путей. К концу 1920-х годов станция имела 7 путей, вокзал, товарный двор, паровозное депо, пункт технического осмотра.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить