Поделиться:
 

Няндома Посмотреть на карте

Экономика

В городе действуют предприятия железнодорожного транспорта, бройлерная птицефабрика, большое количество предприятий лесной промышленности.

Птицефабрика

Птицефабрика «Няндома-Бройлер» является гордостью и лучшим брендом города. Продукция птицефабрики имеет рынки сбыта на всей территории Архангельской области и даже за некоторыми её пределами. На предприятии работает значительная часть населения города.

Локомотивное депо

Локомотивное депо Няндома является крупнейшим предприятием района и в полной мере может нести статус градообразующего. В 2006 году в Няндоме отмечалось его 90-летие. На предприятии проходят ТО и ТР тепловозы и электровозы со всей Северной железной дороги, депо является крупнейшим работодателем города и района, а также крупнейшим налогоплательщиком в районный бюджет.

История

Своё название Няндома получила от протекающей здесь речки. В переводе с финно-угорского слово «Няндома» означает «богатая земля».

Появление населенного пункта с названием Няндома связано с началом строительства в 1894 узкоколейной железной дороги Вологда — Архангельск, осуществлявшегося акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги. В 1895 при закладке станции были построены «жилой дом», времянки, землянки. В ходе работ вырубался лес, расчищалось место под дальнейшие застройки.

Осенью 1895 г. были уложены первые рельсовые пути, сделана закладка вокзала и церкви. Регулярное движение поездов по линии Вологда — Архангельск открылось в 1898 году.

Телефонной связи в конце XIX века здесь не было, единственным средством связи был телеграф. Поезда отправлялись по поездным телеграммам, которые вручались под расписку главному кондуктору и машинисту паровоза.

В конце XIX века здесь была построена церковь Зосимы и Савватия, 21 января 1902 г. её освятил священник Павел Казанский (отец святого митрополита Петроградского Вениамина, расстрелянного большевиками в 1922 г.). Зосимо-Савватиевская церковь была девятым приходом в Нименском погосте (ныне Андреевская администрация Няндомского района). Служба в этом храме прервалась в марте 1928.

В 1905 г. в Няндоме было 28 домов и проживало около 1000 постоянных и 300 временных рабочих. В поселке работало паровозное депо на пять стойл, с кузницей и механической мастерской. По железной дороге ходило несколько маломощных паровозов немецкого производства. Средняя скорость движения поездов не превышала 16 км/ч.

В 1909 на станции появился телефон. В 1910 году в поселке насчитывалось более ста строений, в том числе около 50 жилых домов, а также почтово-телеграфное отделение, образцовое двухклассное училище, церковь, четыре бакалейно-мануфактурных лавки, четыре пекарни, булочная, винный погреб, пять чайных с постоялыми дворами, одна чайная с харчевней, две мясные, пивная лавка, отделение магазина швейных машин Зингера. В этом же году в Няндоме произошел сильнейший пожар, сгорели почти все жилые здания.

Здание вокзала на станции Няндома. 1913 г.

Здание вокзала на станции Няндома. 1913 г.

20 декабря 1910 года на протяжении 33 верст по Няндомскому тракту была открыта телефонная линия. В 1915—1916 годах началась реконструкция железной дороги Вологда — Архангельск, узкую колею сменила широкая. В связи с этим увеличился штат рабочих и служащих.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить