Наманган Посмотреть на карте
Страна | Узбекистан |
Область | Наманганская |
Первое упоминание | конец XV века |
Координаты | Координаты: 40°58′00″ с. ш. 71°34′00″ в. д. / 40.966667° с. ш. 71.566667° в. д. (G) (O) (Я)40°58′00″ с. ш. 71°34′00″ в. д. / 40.966667° с. ш. 71.566667° в. д. (G) (O) (Я) |
Часовой пояс | UTC+5 |
Автомобильный код | 16 (старого образца 1998—2008), 50 - 59 (нового образца 2008) |
Официальный сайт | http://www.dido.comsyhost.com |
Население | 441,3 тыс человек (2010) |
Город с | 1610 |
Высота центра | 476 м |
Наманган (узб. Namangan) — третий город в Узбекистане по величине после Ташкента и Самарканда административный центр Наманганской области.
Население — 441,3 тыс. жителей (2010) . Третий по численности населения город в Узбекистане.
География
Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.
Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование.
Ислам в Намангане
Наманган, город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские учёные исламисты занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. С уверенностью можно сказать, что Наманган и сегодня является центром Ислама в СНГ. В период перестройки в 1990-92 годах волей населения города, без экономической помощи государства, были воздвигнуты сотни мечетей на местах старых мечетей. Их число в г. Намангане в 1997 году достигло 270, а по всей области — более 690. При советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до октябрского переворота 1917 года их было более 400 при населении 180 тысяч человек.
1990 году в мечети «Атауллохон» наблюдалось появление приверженцев нового толка ислама, который имеет некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и других религиозных обрядов. Их нельзя назвать ни ваххабистами, ни шиитами, ни ханифитами. Мечеть была открыта любому посетителю. Приверженцы обеих течений сосуществовали мирно. Однако, в большинстве мечетей не разрешали совершать намаз приверженцам нового толка. В 1991 году даже наблюдались противостояние с вовлечением тысяч граждан города, которые собирались у ворот мечети «Атауллохон». По некоторым непроверенным информациям новое течение исламистов в мечети «Атауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря.
Постепенно город вновь стал одним из крупных исламских центров в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной исламской оппозиции Центральной Азии Тохир Юлдаш и Джума Намангани — уроженцы Намангана. После провозглашения независимости Узбекистана, Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов, стала построенная в 1910 году, наманганское медресе Мулло-Киргиз (Отауллохон). Издавалась и распространялась радикальная литература, велась идеологическая работа, город не раз посещали иностранные проповедники. Религиозно-политические группировки 1. Религиозно-политическая группа «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Эта группа появилась в Наманганской области в годы развала Советского Союза. Опорным пунктом стала мечеть «‘Ата’ Вали хан тура» в г. Намангане. Имамом мечети был ‘ Абд ал-Ахад, «ваххабит», последователь Рахматуллах ‘ Аллама. Группа разделяется на два крыла:
а) «‘ Адолат» или «Партсъезд»9.Члены группы пытались самостоятельно заняться наведением общественного порядка и насильно заменить органы правопорядка. Юридическими правилами были провозглашены нормы шари‘ ата.
Это крыло группы было разгромлено в марте-апреле 1992 г.