Муртен Посмотреть на карте
Герб Муртен
| |
Страна | Швейцария |
Кантон (Швейцария) | Фрибур (кантон) |
Округ | Зеебезирк (округ) |
Официальный код | 2275 |
Высота центра | 453 м |
Координаты | Координаты: 46°55′41″ с. ш. 7°07′01″ в. д. / 46.928056° с. ш. 7.116944° в. д. (G) (O) (Я)46°55′41″ с. ш. 7°07′01″ в. д. / 46.928056° с. ш. 7.116944° в. д. (G) (O) (Я) |
Площадь | 12.02 км² |
Почтовый индекс | 3280 |
Положение на карте: | |
Официальный язык | немецкий |
Официальный сайт | http://yura.in.ua/ (нем.) |
Часовой пояс | UTC+1, летом UTC+2 |
Население | 6024 человека (2009) |
Автомобильный код | MTN |
Муртен или Мора (нем. Murten, фр. Morat) — город в Швейцарии, в кантоне Фрибур, расположен на озере Муртензее.
Hauptgasse в старом городе в центре Муртена
Транспорт
Муртен расположен вдоль старой дороги, ведущей из Берна в Лозанну через Пайерне. Транзитное движение было устранено из старой части города с открытием в 1997 году туннеля длиной 2,2 километра между Лёвенбергом и Гренгом как части автомагистрали A1.
Железнодорожное движение связало Муртен с другими городами Швейцарии 12 июня 1876 года, когда была введена в эксплуатацию часть железнодорожного пути между Муртеном и Лиссом. Несколько позже, 25 августа 1876 года, была открыта железнодорожная линия Муртен — Пайерне — Палезио. В 1898 году открылось железнодорожное сообщение с Фрибуром.
Автобусные маршруты связывают город с Гренгом и Куртепеном, а водный транспорт на Муртенском озере — с другими прибрежными населенными пунктами.
Экономика
Исторически Муртен всегда был аграрным городком, в котором основное значение имела переработка выращенной в его окрестностях сельскохозяйственной продукции, а также торговля и рыболовство. Так как город до конца XIX века лежал в стороне от основных транспортных путей, индустриализация проходила медленно. Основным промышленным предприятием в это время была фабрика, на которой производились часы. Экономический подъем в Муртене начался только после Второй мировой войны.
По состоянию на 2001 год в городе имеется примерно 3 400 рабочих мест, из них около 36 % приходится на промышленный сектор экономики, 61 % — на сферу бытового обслуживания и торговли и только 3 % населения занято в сельском хозяйстве. На плодородных землях в окрестностях города развито овощеводство и садоводство, а также молочное хозяйство. Промышленные районы Муртена расположены в непосредственной близости от железной дороги. Основные отрасли промышленности составляют электроника, производство стеклянных изделий, а также пищевая промышленность. Наряду с этим имеются предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в сфере строительства, транспортных перевозок, информационных технологий, точной механики и швейного производства.
В городе развито банковское дело и страхование, а также туристическая отрасль.
История
Впервые Муртен упоминается в документах в 515 году как Muratum, который передавался в дар монастырю Санкт-Мориц. Название населенного пункта предположительно произошло от кельтского Moridunum (mori — озеро и dunum — крепость).
Муртен принадлежал королевству Бургундия, центр которого с 888 года находился в Санкт-Морице. В 1033—1034 гг. крепость Муртена была захвачена императором Конрадом II и разрушена. В период между 1157 и 1177 годом Муртен был заново отстроен герцогом Бертольдом IV, вскоре после чего испытал экономический подъём и стал с 1218 года свободным имперским городом. Однако расположение в пограничном районе между владениями герцогов Савойи и Габсбургов делало жизнь города неспокойной. В 1238 вокруг города была возведена крепостная стена, укрепления которой сохранились до наших дней. В 1255 году в период правления Петра II Савойского Муртен попал под власть Савойи, где и оставался за немногими исключениями до 1475 года. В 1416 году большая часть деревянных построек города была уничтожена пожаром, в то время как городские укрепления не пострадали от огня.