Муром Посмотреть на карте
В Муроме был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была построена водонапорная башня. Средства на возведение башни и прокладку труб дал городской глава Алексей Васильевич Ермаков — богатый купец и меценат. В XIX веке в Муроме начали действовать чугунолитейный и механический заводы, льнопрядильная и хлопчатобумажная фабрики, в 1916 году построены железнодорожные мастерские.
8-10 июля 1918 года — белогвардейское восстание.
В советское время многие храмы города подверглись разорению, несколько приходских церквей XVI—XVII веков и вовсе снесли. В их числе оказался и доминировавший в городской застройке собор Рождества Богородицы, выстроенный по приказу Ивана Грозного в середине XVI века. 30 июня 1961 года в городе прошли массовые беспорядки, в которых участвовали свыше 1,5 тысячи рабочих завода имени Орджоникидзе. Было применено оружие, двое рабочих получили ранения, 12 отданы под суд.
5 декабря 2000 года выстрелом в голову был убит мэр Мурома Пётр Кауров. Убийцу так и не нашли. Это преступление потрясло не только город, но и всю область. Пётр Кауров возглавлял администрацию Мурома девять лет и пользовался большим уважением жителей. Сейчас его именем названа муромская школа № 8.
До 2010 года Муром имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.
Города-побратимы Мурома
- Мост, Чехия
- Мехико, Мексика (с 2010)
- Бобруйск, Белоруссия (партнёрское соглашение)
Транспорт
Паромная переправа через Оку
Железнодорожный транспорт
Муром — крупный железнодорожный узел. Первая казённая железная дорога протяжённостью 108 километров связала город с Ковровом в 1880 году. Эта дорога до сих пор не электрифицирована и представляет собой однопутную линию с разъездами. Вокзал был построен на тогдашней окраине Мурома (сейчас это его географический центр). В 1912 году через город прошла линия Москва — Казань, сократившая расстояние от Мурома до Москвы до 281 километра. На новой магистрали был построен вокзал Муром I по проекту архитектора А. В. Щусева, а вокзал на ковровской ветке получил название Муром II. В 1980-е годы здание вокзала Муром II было разрушено, железнодорожная ветка от Московской улицы вдоль Владимирского шоссе разобрана и поезда на Ковров теперь отправляются с вокзала Муром I.
Поезда дальнего следования связывают город с Москвой, Санкт-Петербургом и востоком страны.
Муромский вантовый мост
Пригородные поезда ходят по трём направлениям — в Ковров, Арзамас (в том числе и экспресс до Нижнего Новгорода через Арзамас) и до станции Вековка.