Мишкольц Посмотреть на карте
География и транспорт
Город расположен на реке Синва рядом с её впадением в Шайо в 175 километрах к северо-востоку от Будапешта. Мишкольц связан с Будапештом автотрассой и железнодорожной магистралью. Обычные железнодорожные поезда покрывают расстояние между городами в среднем за 2-2,5 часа; скоростные экспрессы за 1 час 40 минут. Железные дороги ведут из города также в сторону словацкого Кошице и Ньиредьхазы, автомобильные дороги — на Кошице и Дебрецен.
Городской транспорт представлен 45 автобусными линиями и двумя трамвайными.
Рядом с городом есть небольшой аэропорт, однако для перевозки пассажиров он не используется.
Экономика
В 80-х годах XX века около 2/3 населения города работало в металлургии и тяжёлом машиностроении. Экономический кризис привёл к закрытию в конце XX века большинства из них, что привело к массовой безработице. К середине первой декады XXI века кризис был, в основном, преодолён за счёт развития малого бизнеса, а также реконструкции старых советских предприятий на современной основе.
Города-побратимы
- Катовице (Польша)
- Тампере (Финляндия)
- Кливленд (США)
- Вологда (Россия)
- Кошице (Словакия)
- Острава (Чехия)
- Ашаффенбург (Германия)
Достопримечательности
История
Крепость Дьёшдьёр и памятник королю Лайошу
Поселение на месте Мишкольца существует со времён палеолита, раскопки показали, что люди здесь жили уже 70 000 лет назад (находящаяся на холме Аваш Селетская пещера, в которой жили древние люди, дала название селетской культуре). До римского завоевания здесь жили кельтские племена, после распада империи регион разделил судьбу территории всей современной Венгрии — его населяли авары, славяне, а с IX века — венгры.
В 1364 г. король Лайош Великий даровал Мишкольцу статус города. В его же правление была построена крепость Дьёшдьёр, располагавшаяся возле Мишкольца, а ныне находящаяся в черте города.
В 1544 году Мишкольц был сожжён турками, полностью освобождён город был лишь в конце XVII века. В начале XVIII века Мишкольц стал одним из центров антигабсбургской борьбы под руководством Ференца Ракоци. В 1707 году имперские войска взяли город, вновь сожгли его дотла и взорвали стены крепости.
В XVIII—XIX веке город постепенно восстанавливался и развивался. В этот период город также стал индустриализироваться, первые печи для выплавки чугуна здесь были построены в 1770-е годы. К началу XX века город стал одним из важнейших индустриальных центров Венгрии и центром металлургии и тяжёлого машиностроения страны.
После крушения социализма в 1990-е годы промышленность города испытывала тяжёлый и затяжной кризис, во многом, до сих не преодоленный. Кризис привёл к оттоку трудоспособного населения из города и, как следствие, к резкому сокращению численности населения с 211 тысяч человек в 1985 году до 178 тысяч в 2004 году.