Поделиться:
 

Кузино (Свердловская область) Посмотреть на карте

В период гражданской войны Кузино не раз становилось центром военных действий. По железнодорожным путям между станциями Кузино, Кын и Кормовище курсировали бронепоезда (в частности, бронепоезд № 2, сконструированный в Чусовом), переправлялись грузы как Красной, так и Белой армий. Активные военные действия велись здесь в 1918 году. Именно тогда неподалёку от Кузино белочехами был убит воспетый советской властью комиссар Красной армии Леонид Вайнер. В 1919 году при отступлении войск Колчака, станция была ими сожжена.

Во время правления И. В. Сталина, в Кузино действовало собственное подразделение НКВД, внёсшее свой печальный вклад в дело политических репрессий.

После Великой Отечественной войны в окрестностях Кузино активно велась лесозаготовка.

Отдых

Общий вид на лесоучасток станции Кузино

Общий вид на лесоучасток станции Кузино

Значительная удалённость Кузино от крупных населённых пунктов и уникальный ландшафт благоприятствуют организации здесь разнообразного отдыха, особенно в летний период. Окрестные леса богаты грибами, старые вырубки и пространства под линиями ЛЭП заняты малинником, земляничными полянами, редко — черникой. В пределах самого Кузино есть несколько водоёмов, преимущественно искусственного происхождения: Кузинский пруд (непосредственно на въезде на станцию со стороны Екатеринбурга), Карасиный пруд и три водоёма помельче. Кузинский пруд был организован в начале XX века как источник воды для паровозного депо. Два водоёма в лесоучастке появились в середине XX века на запрудах речки Каменки, устроенных жителями. Карасиный пруд, неподалёку от бывшей животноводческой фермы, якобы, появился на месте затопленных горных выработок.

Типичный кузинский водоём (показан Верхний пруд лесоучастка)

Типичный кузинский водоём (показан Верхний пруд лесоучастка)

Животный мир окрестных лесов типичен для Среднего Урала. Внимательный путешественник обнаружит следы присутствия бурых медведей, лося, волков, рыси, лисы, зайца, кабана, секи. Разнообразен спектр пушного зверя: белки, куницы, норки, бурундуки, кроты. С 80-ых годов ведутся эксперименты по акклиматизации бобров. Из птиц наиболее распространён дрозд, наносящий значительный урон ягодным плантациям, но можно встретить тетерева, рябчика, глухарей, уток, сов, разнообразных певчих птиц. В окрестных водоёмах преобладают окунь, чебак и карась, но водятся и лещ, язь, ёрш, щука, налим, хариус.

Несмотря на разнообразие хищных зверей, единственная серьёзная опасность — сека, подхватить которого можно при походе к станции с яшмой в весенне-летний период.

Велотуриста, несомненно, впечатлит подъезд к Кузино со стороны Новой Утки, откуда открывается шикарный вид на огромные пространства с руслом реки Утки, Новоуткинским заводом, лесными массивами и полями.

Зимой окрестности Кузино идеальны для лыжных прогулок.

Текущая ситуация

Подъезд к станции Кузино со стороны Новой Утки

Подъезд к станции Кузино со стороны Новой Утки

Несмотря на то, что станция Кузино входит в состав Свердловской железной дороги и номинально считается важным узлом-через станцию по главному ходу Транссиба (двухпутное электрифицированное направление)следуют десятки пар поездов в сутки),- местное железнодорожное депо(обслуживало меридиональное направление Дружинино- Кын-Чусовская) было закрыто после экономического кризиса в конце 90-ых. В настоящее время здесь ведётся лишь весьма ограниченная сортировочная и маневровая работа,большинство путей западного парка не действуют и частично демонтированы.Большая часть построек бывшего депо либо разрушена,либо не используется. Закрыта единственная больница.Направление на Дружинино :практически законсервировано ,хотя и поддерживается в исправном состоянии(нерегулярное хозяйственное движение и следование одиночных локомотивов;пригородное движение отсутствует с 2009);линия однопутная,электрифицированная.Направление на Чусовскую :однопутная,неэлектрифицированная линия;крайне незначительные грузовые перевозки,в основном вывозное движение(сквозные грузовые поезда отсутствуют)и минимальное пригородное сообщение-единственный ежедневный пригородный Кузино-Чусовская,по пятницам и воскресеньям курсирует ещё 1 состав.До 1994 курсировал пассажирский поезд Чусовская-Бакал,связывающий весь западно-уральский ход воедино. В 60-х годах ХХ века планировалась полная электрификация данного направления.Проект был заморожен,а затем и отменён-редкое для советского времени явление.Были электрифицированы лишь 2 коротких участка данной линии:Бакал-Бердяуш и Дружинино-Кузино.В кризисные времена даже поднимался вопрос о консервации,а то и ликвидации данной линии,но дорогу удалось сохранить,тем более,что для большинства посёлков альтернативы поезду в виде автобуса или частного автотранспорта нет,в виду почти полного отсутствия дублирующих автодорог вдоль данной ж.д.Но всё может измениться при осуществлении проекта строительства Демидовской ТЭС,что планируется разместить на площадях Староуткинского завода.Проект предусматривает электрификацию ,а также строительство второго пути на участке Кузино-Уткинский Завод,реконструкцию западного парка ст.Кузино и ст.Уткинский Завод-место примыкания подъездного пути на ТЭС.Это вернёт Кузино, утерянный было ,статус узловой станции(сейчас Западно-Уральское направление и само мало отличается от подъездного пути при таком вялом движении). Численность населения Кузино по состоянию на начало 2000 года составляла 3,7 тысячи человек. В выходные дни (особенно в летний период) это число, субъективно, возрастает в два-три раза за счёт отдыхающих.

Географически Кузино подразделено на два обособленных района. Крупнейший из них — собственно станция, где сосредоточена торговля, административные здания, производство, и проживает большая часть населения. Меньший район — так называемый лесоучасток, где преобладают частные дома, выстроенные здесь во второй половине XX века рабочими, занятыми на лесозаготовках.

До Кузино из Екатеринбурга можно добраться прямым пригородным электропоездом за 2 часа,скоростным электропоездом -менее 1,5 часа(дальние пассажирские и тем более скорые поезда перестали останавливаться в Кузино ещё десятилетия назад) либо по Московскому тракту на автомобиле или велосипеде.

География

Территория Кузино относится к подзоне южной тайги Среднего Урала, для которой характерен живописный ландшафт, составленный из невысоких лесистых холмов и увалов, покрытых преимущественно сосновыми лесами, с небольшими реками и мелкими водоёмами.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить