Поделиться:
 

Куруш (Хасавюртовский район) Посмотреть на карте

Страна Россия
Субъект федерации Дагестан
Муниципальный район Хасавюртовский
Часовой пояс UTC+4
Код ОКАТО 82 254 815 001
Официальный сайт http://kurushar.ru
Основан 1952
Конфессиональный состав мусульмане-сунниты
Почтовый индекс 368014
Национальный состав лезгины
Этнохороним ново-курушцы
Население 7292 человека (2002)
Автомобильный код 05
Координаты Координаты: 43°23′06″ с. ш. 46°45′33″ в. д. / 43.385° с. ш. 46.759167° в. д. (G) (O) (Я)43°23′06″ с. ш. 46°45′33″ в. д. / 43.385° с. ш. 46.759167° в. д. (G) (O) (Я)

Куруш (лезг. ЦIийи Къуруш, Новый Куруш) — лезгинское село в Хасавюртовском районе республики Дагестан.

Расположено в 24 км к северо-востоку от города Хасавюрт.

Население

По данным сельской переписи 2009 года в селе проживает около 8500 человек. В том числе: курушцы (къурушар) — 1147 семей, ихирцы (игъирар) — 115 семей, курукварцы (кIурукIвар) — 26 семей, мацинцы (мацар) - 7 семей, смугульцы (смугъулар) - 5 семей, лехинцы (легъинар) - 5 семей, хюлинцы (хъуьлер) - 4 семьи, фийцы (фияр) - 4 семьи. Ново-курушцы проживают также в Хасавюрте - 2554 человека (2002). На севере и северо-востоке соседствуют с даргинцами, на юге - с кумыками, на западе - с аварцами и чеченцами.

Религия

Верующие ново-курушцы - мусульмане-сунниты. В селении есть мечеть и медресе.

Говор

Ново-Курушцы говорят на одноименном говоре самурского наречия лезгинского языка, именуемом в литературе ново-курушским. Хотя в говоре отчетливо просматриваются черты самурского наречия, не стоит путать данный говор со старо-курушским. Некоторые слова и фразы на ново-курушском говоре:

Значение Местный говор Грамматический лезгинский
Как поживаешь Выш гьал йы Вуч гьал я
Как дела Фик| йы Гьик| я
Я, ты, мы, вы Зын, вын, чын, чуьн Зун, вун, чун, куьн
Этот Гьин Ин
Тот Ут|а, гьуьт|е А
Почему Т|а Вучиз
Где Т|ай Фина Гьина

История

Село образовано в 1952 году, переселенцами из села Куруш Докузпаринского района, а также из сел Ихир, Куруквар, Мацар и некоторых других сел Ахтынского района в местности "Конезавод". Ранее на этом месте существовал русский хутор в котором переселенцы Мезенцев и Тинита разводили высокопродуктивных овец и породистых лошадей. Инициаторами переселения стали власти Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР.

Поводом к переселению послужило соглашение между руководствами Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР, согласно которому, часть земель на юге Ахтынского и Докузпаринского районов была передана Азербайджану. В эту территорию вошли некоторые лезгинские селения, а также их земельные участки, пастбища и загоны. В результате этого, несколько лезгинских селений вошли в состав Азербайджана (село Филь-Филь, и др.), другие же, в числе которых оказались Куруш, Ихир, Куруквар и Маца, были вынуждены переселиться.

Этнонимика, происхождение

Термин «ново-курушец», нередко встречаемый в современной литературе, не несет в себе никакого исторического смысла. Он является скорее этнохоронимом, образованным от названия населённого пункта, нежели этнонимом. А этноним «курушец», зачастую применяемый обобщенно ко всем жителям села, является ошибочным.

Новый Куруш является переселенческим селом. И его этническую основу составляют переселенцы из лезгинских сёл: Куруш, Ихир, Куруквар, Мацар, Смугул, Лехин, Хюляр, Фий.

Ихирцы

Современное самоназвание - «игъирар», старинное - «къегьерар». Этноним происходит от небольшого горного аула Ихир, находящегося в южной части Ахтынского района в Дагестане (в настоящее время пустой). Село Ихир, по мнению историков, было образовано местными торговцами, примерно в середине XII века. В своё время в Ихире действовал медресе. В селе до сих пор сохранилась древняя крепость Игъир-кlеле. На землях Ихира находятся четыре могильника: Къегьерхуьр, Къацу-сурар, Угъузрин сурар, Хуьруьн сурар. Обособленность и отдалённость села от других сел послужила причиной того, что Ихире веками складывались и развивались межродовые отношения. У Ихирцев и по сей день сохранилось четкое тухумное деление и особые взаимоотношения между ними. Община ихирцев состоит их нескольких родов, называемых «уймахар», основными из которых являются: пекуьрар, чанахъар, будахъар, незирар, кьерехъар, бибитIар, цуцухъар, тегьмезар, сетекар и другие.

Численность ихирцев - около 1 тыс. человек. Большая часть из них сейчас проживает в Хасавюртовском районе Дагестана.

Курушцы

Самоназвание - «къурушар». Этноним происходит от названия горного аула Куруш, который, в свою очередь, получил название от одного из древних арабских племён - «къурайш» (курайшиты). Это связано с пребыванием в первые века по Хиджре в горных районах арабов, распространявших ислам. Сначала селение находилось возле моста в местности Кизихюр (Кьизихуьр). До сих пор сохранились развалины этого поселения и могильные плиты. Первыми жителями селения Куруша были кочевники-бардукьцы из разных мест, и со временем селение стало одним из больших населённых пунктов южного Дагестана. Об этом говорит многочисленность тухумов. Самым большим из них был «хайитакьар» (т.е. родные люди), представители которого были духовными служителями. Основными тухумами также являлись:къуьлдуьрар, авурар, хьилевар, тетецlар, фалакьар, къызырар, зангавар, гьабешар, хъыртар и другие.

Ныне численность курушцев превышает 10 тысяч человек. Проживают в основном в Хасавюртовском и Докузпаринском районах Дагестана, а также в городах Махачкала и Каспийск.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить