Поделиться:
 

Кола (город) Посмотреть на карте

План Кольского острога в 1801 году.

План Кольского острога в 1801 году.

В 1854 году английским корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Лайонса был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все Коляне, в особенности организатор обороны Колы, лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.

Город Кола. Фотография начала XX века.

Город Кола. Фотография начала XX века.

Кола пришла в полный упадок. В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам. Несмотря на то, что Кола пребывала в полном запустении, Святейший Синод выделил на восстановление Благовещенского храма 8514 рублей. С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу.

Винтовой пароход-фрегат «Миранда» уничтожает город Кола.

Винтовой пароход-фрегат «Миранда» уничтожает город Кола.

В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фриис. В 1870 году Колу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство. В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове. 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани. Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.

Вид на город Кола с горы Соловарака, панорама, 1914 г.

Вид на город Кола с горы Соловарака, панорама, 1914 г.

XX век

В начале XX века Кола утратила статус уездного центра. В 1901 году в коле проживало 503 человека, в 1910 году 659 человек. Основу населения составляли мещане. В городе были сиротский суд, училище, санитарная часть, две церкви, торговые лавки И. П. Хипагина, В. А. Чертова, А. В. Жеребцова, в Колу ходил пароход Архангельск — Варде. За порядком в городе следили полицейский надзиратель с двумя помощниками-городовыми. В 1903 году в Колу снова начали ссылать. В конце 1904 года в Коле было 13 политссыльных, а летом 1906 года — 14. В январе 1908 года Кола перестала быть местом ссылки. С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить