Поделиться:
 

Кисловодск Посмотреть на карте

Особую роль в становлении и развитии Кисловодска сыграл генерал А. П. Ермолов, благодаря которому был перенесён значительно южнее передний край Кавказской линии и прекратились набеги горцев. По его личному представлению в 1822 году правительством были выделены средства на обустройство города, в частности по проекту братьев Бернардацци над источником была построена 2-этажная роскошная по тем временам ресторация с колоннадой и лестницей, спускавшейся в парк и к источнику. Под лестницей был устроен грот (ныне Лермонтовский). В ресторации был обширный зал для танцев, балов, а также помещения для приезжающих. Кроме этого, в 1823 году по приказу генерала Ермолова начались работы по обустройству кисловодского парка.

В середине XIX века Кисловодская крепость была перестроена по проекту архитектора С. И. Уптона. Среди других построек Уптона следует в первую очередь назвать каменное здание Нарзанной галереи в средневековом английском стиле, строительство которой продолжалось 10 лет и закончилось в 1858 году. К 1873 году Кисловодск был уже хорошо озеленён: от поворота дороги прямо к галерее шла аллея пирамидальных тополей. За галереей был обширный и густой парк. Налево от галереи — дома частных владельцев. В конце парка, на правой стороне речки, находилась купальня, устроенная над холодным источником, называемым Семиградусным. Теперь в этом месте одна из достопримечательностей Кисловодска — зеркальный пруд со Стеклянной струёй.

Ж.д. вокзал и Курзал при въезде в Кисловодск (начало ХХ века)

Ж.д. вокзал и Курзал при въезде в Кисловодск (начало ХХ века)

В Кисловодске стали обосновываться известные купеческие и дворянские фамилии, представители столичной интеллигенции: помещик Алексей Ребров (в его знаменитом доме гостили М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой), генерал флота Иосиф Дебу, астраханский купец, а затем и градоначальник Николай Шайкин, екатеринодарские купцы братья Тарасовы и др. Население Кисловодска быстро росло, за 10 лет, с 1881 по 1891 годы, оно выросло с 1551 до 6000 человек.

Огромное значение имело строительство шоссе от станции Минеральные Воды до Кисловодска в 1875 году и особенно строительство железнодорожной ветки из Минеральных Вод в 1893 году, через которые город был связан с центральными городами страны. Это сразу увеличило количество посетителей, что потребовало усиления жилищного строительства, увеличения водоснабжения. В 1895 году Кисловодск получил электроосвещение от гидростанции Белый Уголь. В 1896 году был открыт небольшой завод по розливу минеральной воды.

В 1895 году было закончено строительство Курзала. Рядом в этом же году было закончено строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом представляет единый архитектурный ансамбль. Эти прекрасные здания являются памятником старой архитектуры. В свое время русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу». В настоящее время железнодорожный вокзал отреставрирован, а напротив старого здания построено новое здание вокзала, возведенное в стиле и гармонии с существующим и являющееся как бы зеркальным отражением старого здания, но с просторными перронами, кассовым залом, камерой хранения.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить