Поделиться:
 

Хандыга (посёлок) Посмотреть на карте

Страна Россия
Субъект федерации Якутия
Улус Томпонский
Городское поселение Посёлок Хандыга
Телефонный код +7 41153
Население ▼ 6457[1] человек (2010)
Код ОКАТО 98 250 551
Почтовый индекс 678720
Основан 1938
ПГТ с 1957
Координаты Координаты: 62°39′12″ с. ш. 135°33′33″ в. д. / 62.653333° с. ш. 135.559167° в. д. (G) (O) (Я)62°39′12″ с. ш. 135°33′33″ в. д. / 62.653333° с. ш. 135.559167° в. д. (G) (O) (Я)
Автомобильный код 14

Хандыга — посёлок городского типа в Якутии в 445 км к северо-востоку от Якутска, административный центр Томпонского района Якутии. Бывший распределительный пункт ГУЛАГ.

Расположен на автодороге Колыма («Магадан—Якутск», бывш. «Хандыгская трасса»). Регулярное водное пассажирское сообщение с Якутском отсутствует. Порт на реке Алдан.

История

Возник в 1938 году как пристань. Поселок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение.

В 1941—1943 годах — Алданский исправительно-трудовой лагерь Дальстроя. В 1951—1954 годах — управление Янстройлага, Хандыгский ИТЛ УСВИТЛа.

Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.

11 ноября 1931 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу освоения северо-востока. Через два дня Совет Труда и Обороны постановил организовать трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы и разработки недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края. Трест получил сокращенное наименование «Дальстрой». Своей деятельностью этот трест охватил территорию от Берингова моря на востоке и до реки Лены на западе. Таким образом, вся Восточная Якутия оказалась включенной в систему «Дальстрой». Правительство страны решило осваивать этот регион, богатый полезными ископаемыми, но не было дорог, были только вьючные тропы.

Первоначально планировалось строительство железной дороги, но затем решили строить автомобильную. Существовало несколько вариантов будущий дороги, но окончательный проект был подготовлен дорожно-изыскательной экспедицией, возглавляемой Карповым Михаилом Константиновичем. Он является и основателем поселка Хандыга. Когда обсуждался вопрос о строительстве автодороги, то первоначальным пикетом будущей дороги обозначалось село Крест-Хальджай, но М. К. Карпов в целях сокращения дороги решил её строить с новой точки и, таким образом выбрал берег Алдана, который находился на 80 км выше села Крест-Хальджай. Москва дала добро на инициативу М. К. Карпова и он решил осуществить передислокацию своей экспедиции на новое место названное Хандыгой по названию реки. Об этом М. К. Карпов писал следующие: «… переезд был решен, и в середине декабря 1939 года первая группа людей с палатками выехала из села Крест-Хальджая в Хандыгу. Пять палаток, установленных в два ряда, расположились на берегу. Сразу же приступили к заготовке леса и постройки бани.» В начале мая об изменении месторасположения экспедиции было сообщено в Москву и в Магадан. А вскоре на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись «Пристань Хандыга — Дальстроя НКВД».

С этого события берет свое начало п. Хандыга, но настоящие строительство и развитие поселка связано с более поздним временем, а именно с 1941 годом. В декабре 1940 года М. К. Карпов выехал в Москву для утверждения проекта будущей дороги и сметы. А вскоре последовал приказ, изданный заместителем министра внутренних дел В. В. Чернышевым, о преобразовании дорожной экспедиции в управление дорожного строительства с постоянным месторасположением базы управления в Хандыге. Одновременно приказом о преобразовании вышел приказ о назначении М. К. Карпова начальником вновь созданного Алданского управления дорожного строительства. 3 февраля 1941 года М. К. Карпов по распоряжению В. В. Чернышева выехал на станцию Большой Невер принять с консервации управление Байкало-Амурской магистрали (БАМ): 100 грузовых автомашин ЗИС-5, 56 тракторов и 150 человек лагерного состава.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить