Карталы Посмотреть на карте
Флаг Карталы
|
Герб Карталы
|
Страна | Россия |
Субъект федерации | Челябинская область |
Муниципальный район | Карталинский район |
Телефонный код | +7 35133 |
Код ОКАТО | |
Автомобильный код | 74, 174 |
Город с | 1944 |
Основан | 1810 |
Координаты | Координаты: 53°03′00″ с. ш. 60°39′00″ в. д. / 53.05° с. ш. 60.65° в. д. (G) (O) (Я)53°03′00″ с. ш. 60°39′00″ в. д. / 53.05° с. ш. 60.65° в. д. (G) (O) (Я) |
Высота центра | 300 м |
Часовой пояс | UTC+6 |
Глава | Олег Леонтьев[источник не указан 336 дней] |
Население | ▲ 29 022[1] человек (2010) |
Площадь | 86,13 км² |
Карталы — город в Челябинской области, административный центр Карталинского района. Население 28,7 тыс. чел. (2009). Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района.
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полтавский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 — город, с 1963 — город областного подчинения, районный центр.
Флаг Карталинского района
Муниципальное образование г. Карталы и Карталинский район (Челябинская область)
Флаг города Карталы и Карталинского района разработан авторской группой: Константин Мочёнов, Галина Туник (обоснование символики), Роберт Маланичев (художник), Юрий Коржик (компьютерный дизайн). Флаг утвержден Постановлением № 101 Карталинского городского Совета депутатов 28 ноября 2002 года. Описание флага:
«Прямоугольное жёлтое полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, несущее в центре изображение фигур из герба района: венок, образованный четырьмя чёрными с зелёными листьями ветвями ивы, и посреди венка — чёрное колесо; вдоль узких сторон — зелёные полосы, каждая в 1/5 длины флага».
Флаг внесён в Государственный геральдический регистр под № 1151.
Использованы материалы книги К. Ф. Моченова и Г. А. Туник «Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований» с разрешения К. Ф. Моченова.
История
Город расположен на месте казачьего посёлка Полтавский (позже — село Полтавка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населенный пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачев.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.