Кардоникская Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Карачаево-Черкесия |
Муниципальный район | Зеленчукский |
Автомобильный код | 09 |
Конфессиональный состав | православные, мусульмане |
Телефонный код | +7 87878 |
Основан | 1859 |
Часовой пояс | UTC+4 |
Национальный состав | русские, карачаевцы |
Почтовые индексы | 357154, 369154 |
Координаты | Координаты: 43°51′00″ с. ш. 41°42′46″ в. д. / 43.85° с. ш. 41.712778° в. д. (G) (O) (Я)43°51′00″ с. ш. 41°42′46″ в. д. / 43.85° с. ш. 41.712778° в. д. (G) (O) (Я) |
Код ОКАТО | 91 210 000 006 |
Население | 7796 человек (2002) |
Кардоникская — станица в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии.
Является административным центром Кардоникского сельского поселения.
Население
Население — 7796 чел. (2002); в 1959 году — 9,1 тыс. чел., в 1979 году — 8,2 тыс. чел.
Национальный состав (2002):
- украинцы — 28 чел. (0,4 %),
- черкесы — 23 чел. (0,3 %),
- карачаевцы — 1346 чел. (17,3 %),
- греки — 34 чел. (0,4 %),
- русские — 6231 чел. (79,9 %),
- другие национальности — 134 чел. (1,7 %).
География
Станица расположена в 10 км к востоку от станицы Зеленчукской. Через станицу протекают две реки — Кардоник, одноимённая с названием станицы, и Аксаут (в переводе с карачаевского — «Белая вода»).
Топографические карты
- Лист карты Карачаевск. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1990 год. Издание 1995 г.
Экономика
В станице находится завод «Электроизолит».
Исторический очерк
Станица в период Гражданской войны
Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята генералом Шкуро. Заняты были и другие станицы края. 5 января 1919 года армия Шкуро овладела Кисловодском.
Во власти деникинцев Карачай и Черкесия находились до весны 1920 года. О том, какой ценой была завоёвана победа советской власти в крае, можно судить по приказу-воззванию, выпущенному 9 августа 1920 года в станице Баталпашинской Реввоенсоветом 9-й армии и ревкомом Баталпашинского отдела:
История станицы
В 1829 году русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную линию, строительство которой продолжалось до 60-х годов XIX века. В 1858 году были основаны станицы Передовая, Сторожевая, Исправная, в 1859 году — Зеленчукская и Кардоникская, в 1860 году — Преградная. Все они, наряду со станицами Баталпашинской, Усть-Джегутинской, Красногорской, Невинномысской, Отрадной, вошли в состав Хопёрского полкового округа и были заселены казаками Хопёрского и Волжского полков. Казаки станицы Зеленчукской вместе с казаками станиц Кардоникской, Исправной, Сторожевой, Преградной и Передовой составляли 2-й Урупский полк, сформированный в 1858 году.
Царское правительство отводило казачеству роль ударной силы для осуществления своих планов завоевания Кавказа. Постоянно находясь на передовых рубежах, казаки становились закалёнными и опытными воинами, всегда готовыми к походам.
Между станицами устанавливались посты, или кордоны, обнесённые рвом и земляным бруствером и имевшие четырёхугольную форму в плане. Название станицы Кардоникской и произошло от именования этого необычного укрепления.
В 1855 году на месте теперешней станицы Кардоникской была поставлена казачья застава (на месте бывшего абазинского аула), входившая во вторую казачью линию: Ураковская — Баталпашинская — Усть-Джегутинская — Красногорская — Кардоникская — Зеленчукская — Исправная — Сторожевая — Удобная и т.д. На заставе служило 17 казаков во главе с польским офицером, сосланным на Кавказ после Польского восстания 1830 года. Через 2 года этим 17 казакам разрешили выписать семьи; они же и стали основателями станицы. Родом казаки были из Воронежской губернии. Самые первые семьи: Нагубные, Дёмины, Бедаевы, Малютины и др. Изначально в документах станица именовалась как Новая. Официально станица основана в 1859 году, когда она и получила своё нынешнее название — Кардоникская. Оно пошло от польского слова «кардон» — т.е., застава, пост. Застава относилась к Хопёрскому полку, которым командовал генерал Васмунд. Имя польского офицера, командовавшего заставой, не сохранилось. Первые строения были на реке Ник, теперь это речка Кардоник. Станица начиналась с сегодняшнего центра. Участок, выделенный под станицу, был обнесён глубоким рвом и 2-х метровой облепиховой изгородью. Вокруг станицы были сплошные леса.