Поделиться:
 

Каракорум (город) Посмотреть на карте

Планировка и население

Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими (несторианскими) церквами путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы.

Политическое значение

Во времена ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей; здесь решались вопросы о престолонаследии; здесь принимались решения о новых завоевательных походах, приводившие в движение миллионы людей и переворачивающие их судьбы; сюда с надеждой на влияние устремлялись эмиссары мусульманской, буддистской, христианской и других конфессий. Сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и записках европейских путешественников XIII века: Плано Карпини, Марко Поло и В. Рубрука.

Упадок

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

С воцарением Хубилая (1260) столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), затем — в Пекин (1264), и в 1267 году в построенный севернее старого Пекина город, после основания юаньской династии (1271) получивший название Ханбалык (Ханбалгасун), или Йэкэ нийслэл («Великая столица»; кит. Даду) . Северной столицей Юань служил Шанду («Верхняя столица») на территории современной Внутренней Монголии. Каракорум стал провинциальным городом . После изгнания монголов из Китая (1368) остатки юаньского руководства в конечном итоге обосновались в Каракоруме, но в 1388 году минские войска разорили город.

Вторичное заселение города в XVI в.

Общий вид монастыря Эрдэни-Дзу

Общий вид монастыря Эрдэни-Дзу

Согласно «Драгоценному сказанию» Саган-Сэцэна, на курултае 1415 г. было принято решение отстроить столицу, однако реализация этого решения пока не подтверждена никакими археологическими данными. Однако город был вновь заселён в н. XVI в., когда Бату-Мункэ Даян-хан сделал его своей резиденцией и вернул городу столичный статус. В последующие годы город несколько раз переходил от чингисидов к ойратам и, вероятно, был бы окончательно разрушен, если бы на него не обратил внимание халхаский хан Абатай.

В 1585 г. Абатай начал строительство первого в Северной Монголии стационарного буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, для чего ему пришлось не только восстанавливать старые постройки, но и возвести новые, используя для строительства камень из руин старого города:

...Тогон-Тэмур-хан, прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую [Будды] в Харахорине. Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя повелению Далай-ламы в год огненной собаки тринадцатого цикла привёз из Хух-Хото мастеров, реконструировал обветшалые храмы Эрдэни-Дзу и построил новые.

Новый монастырь стал одним из крупнейших религиозных, политических и экономических центров Халхи, близ которого группировались кочевые становища. Таким образом, к концу XVI в. место города было вновь обжито.

Интересные факты

Джувейни в Та’рих-и джахангушай , а вслед за ним Рашид ад-Дин в Джами ат-таварих, повествуя о монгольском вторжении в Хорезм, упоминают о местности Каракорум в низовьях Сырдарьи близ Дженда — «месте обитания канглы» — тюркского родо-племенного объединения. Как сообщает в комментариях к Та’рих-и джахангушай Дж. Э. Бойл, правильное чтение топонима, по мнению иранского текстолога М. Казвини, — Каракум, пустыня к северо-востоку от Арала (не путать с пустыней Каракум в Туркмении) .

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить