Поделиться:
 

Феррара Посмотреть на карте

Постоянное развитие культуры, искусства, а также роскоши двора делает д’Эсте одним из самых известных и уважаемых семейств среди европейской знати. Высший расцвет «феррарской цивилизации» совпадает с правлением Никколо III (он жил между 1384 и 1441 г.), Лионелло (ум. 1450), Борсо (ум. 1471), Эрколе I (ум. 1507); затем город-герцогство сохранил за собой крупное место и в течение XVI в., при Альфонсо I (ум. 1531), Эрколе II (ум. 1559) и Альфонсо II, прожившем до 1597 г. Феррара составляла в это время важный экономический и культурный центр, имеющий важное военное значение благодаря бастионной системе укреплений, возведенной вокруг города в XVI веке. Удобные сообщения с Венецией, Вероной, Болоньей содействовали успехам торговли.

Феррарский двор

Апрель, фреска в Палаццо Скифанойя. На нижнем ярусе сцены из жизни двора Борсо д’Эсте: возвращение с охоты и ежегодное спортивное соревнование между кварталами Феррары (Palio di Ferrara)

Апрель, фреска в Палаццо Скифанойя. На нижнем ярусе сцены из жизни двора Борсо д’Эсте: возвращение с охоты и ежегодное спортивное соревнование между кварталами Феррары (Palio di Ferrara)

Феррарский двор отличался почти сказочным великолепием. Примеру государей следовала аристократия. Пышность жизни установилась небывалая, в жилище, одежде, украшениях, мебели, обстановке, лошадях, слугах и т. д. Дворцы, виллы, сады, парки со зверинцами носили поэтическое имя «delizie». Маскарады, балы, банкеты, охоты, турниры, спектакли назывались «cortesie». Вся жизнь была как бы сплошным праздником. Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко проникало в нравы: существовал особый орден «золотой шпоры», производились вооруженные состязания, совершались игры любви, дебатировались вопросы чести. Рукописи рыцарских романов проникали из Франции и читались с восторгом. Провансальские трубадуры находили теплый примем при феррарском дворе уже в XIII в. В этом обществе суровых солдат и удалых охотников большое влияние благодаря рыцарским привычкам приобрели женщины, не остававшиеся в тени, как в других городах. Они присутствовали на турнирах и травлях, играх, процессиях и представлениях, смягчая и украшая жизнь своей прелестью. Все эти типичные черты феодального общества нигде в Италии не выступали так ярко, как в Ферраре и Милане. «Её властители во всем стремились подражать нравам и обычаям бургундского двора, которые так красочно описал Й. Хёйзинга в „Осени Средневековья“. И не случайно на всем протяжении Возрождения Феррара была и оставалась главным центром и рассадником куртуазной культуры. Средневековая литература о рыцарях Круглого Стола нашла в Ферраре своих достойных преемников в лице Боярдо и Ариосто. По верному замечанию Ф. Монье, „рыцарство, которое в других местах превратилось в простое литературное воспоминание, здесь — живая действительность“».

В придворном обществе Феррары царствовали аристократические понятия. На ремесленника, крестьянина смотрели с презрением: он должен только платить все, что господа потребуют, служить и работать, сколько прикажут. Сами простолюдины называли себя «собаками и холопами его светлости». Имели значение лишь те группы людей, которые примыкали к дворцу и участвовали в его жизни: оруженосцы, стольники, сенешали, пажи, псари, карлики, шуты, музыканты — и, поверх этой служилой толпы, дворяне, маркизы и графы, владельцы башен и земель. Своеобразие нравов XV в. этого двора подвергалось впоследствии осуждению за грубость феррарской юстиции, активно применявшей пытки, казни, ослепления, четвертования, и романтические чувствования цивилизованного общества, в сердца их проник «просвещенный разврат», соседствовавшие с «волчьим аппетитом варваров».

Период культурного расцвета Феррары можно отсчитывать от 1391 года, основания Альберто V университета Феррары, который связан с именами Парацельса, Коперника и Савонаролы. Сын Альберто V, Никколо III, тоже увлекался основанием школ, библиотек, музеев, привлечением писателей, артистов, возведением художественных памятников. Не только мужчины, но и женщины из рода д’Эсте или жены герцогов покровительствовали наукам и искусствам. Таковы, напр., Элеонора Арагонская, жена Эрколе I, ее дочери Беатриче и Изабелла д’Эсте, «прекрасные друзья великих произведений литературы и изящных искусств»; позже — известная Лукреция Борджиа, жена Альфонсо I, Рената Французская, жена Эрколе II, сестры Альфонсо II Элеонора и Лукреция. Усилиями всех этих лиц Ферарра сделалась видным очагом итальянского Ренессанса.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить