Данилов (город) Посмотреть на карте
В 1607 году здесь был разбит отряд Фёдора Плещеева — сторонника Лжедмитрия II. На следующий год местные ополченцы изгнали новый отряд, подошедший к слободе, на месте, которое до сих пор называют «Повалишка». Однако поселение тогда было серьёзно пожжено.
В конце XVII века это было крупный населённый пункт с рынками и тюрьмами.
При Петре I в слободе был конный завод, поставлявший лошадей для армии. В 1713 году взамен старой деревянной церкви был построен каменный Смоленский собор (разобран в 1940-х годах). Поселение считалось дворцовым селом Даниловым, а дворцовая Даниловская волость была причислена к Любимскому уезду Костромской провинции.
В 1777 году при учреждении Ярославских наместничества и губернии Даниловская слобода становится уездным городом Даниловым (официально — 3 августа 1777 года). Открытие города и присутственных мест состоялось 30 декабря 1777 года. Город располагался (и располагается) на большой дороге, ведущей из Москвы и Ярославля в Вологду и Архангельск, в нём бывал еженедельный торг. Население насчитывало 1290 человек, занимавшихся по большей части торговлей и ремеслом. Было 278 домов, в том числе четыре каменных. В поселении действовало несколько кустарных мастерских, медно-самоварный завод с 35 работниками, два воскобойных предприятия, три свечных, три крашенинных. Имелось два приходских училища, которые ежегодно выпускали по 35-40 человек, три церкви, две из которых деревянные.
В 1787 году в Данилове уже насчитывалось 357 жилых домов, 115 лавок, 8 кузниц, возросло число предприятий. Город в то время имел диаметр в 1 км.
Росло значение города как остановки на пути из Москвы в Архангельск, возрастало. Жители занимались отхожим промыслом, хлебопашеством и огородничеством. Город был известен сбытом холста, который скупался в базарные дни у окрестного населения и отправлялся в Петербург и в Москву. На ярмарке продавались лошади, рогатый скот, мануфактурные изделия. В 1864 году были открыты два приходских училища: одно для мальчиков (около 30 учеников) и одно для девочек (менее 20 мест). В середине XIX века в городе имелось 9 заводов: по 2 самоварных и свечных, кирпичный, кожевенный, паточный, пивоваренный и пряничный. Все вместе они давали продукцию до 250 тыс. руб. в год. На местных медных заводах выплавлялись самовары, кофейники, чайники и другая медная посуда, отправлявшаяся в столицы. Патока сбывалась на Нижегородской и Ростовской ярмарках.
В 1870 году был утверждён проект на постройку Ярославо-Вологодской узкоколейной железной дороги. По прошению горожан и местных властей её провели около самого города на непригодной для возделывания земле под названием «Козье болото». Позднее дорога была перестроена в ширококолейную. 29 января 1870 года началось строительство здания вокзала: деревянного с маленьким залом ожидания и керосиновым освещением. В январе 1872 года открылось пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. По дороге ежедневно проезжало более 300 человек. Пассажирский состав от Данилова до ярославской станции Урочь шёл около 4 часов.
В 1873 году в городе было 14 трактиров и 36 кабаков. Имелось 20 керосиновых фонарей, 2 мощенные камнем улицы. На базарной площади был выстроен большой каменный корпус для лавок. Местом прогулок горожан служили аллеи вокруг Преображенского пруда, который сейчас уничтожен, и вокзала, особенно во время прихода поездов. В 1892 году в Данилове проживали 3616 человек; всех промышленных предприятий, включая мелкие, было 12. В 1895 году город практически полностью уничтожил пожар. В 1910 году в городе имелись 1 больница на 30 мест, 2 аптеки, 2 врача, 3 фельдшера, 4 ремесленных заведения, 6 низших учебных заведений с 464 учениками. Театров, библиотек, средних учебных заведений не было. В 1917 году в городе было 13 улиц и менее 5 тысяч жителей. Годом позже в строй вступил участок железной дороги Данилов — Буй.
