Чобручи Посмотреть на карте
Пойменные земли между Турунчуком и Днестром не распахивались и сохраняли значение сельских промысловых угодий. Пойменные леса в 1866 г. занимали 461 десятину сельских угодий. В плавнях Турунчука и Днестра в пойменных лесах и зарослях камыша чобручане охотились на кабанов, косуль, оленей, зайцев, ондатр, фазанов, куропаток, перепелов, уток, гусей, цапель и на другие промысловые виды зверей и птиц. В Днестре и его многочисленных протоках ловили белугу, осетра, стерлядь, сазана, сома, угря, леща, жереха, карпа, чехонь, сельдь, плотву, карася, тарань.
Развивались в селе и ремесленные промыслы, особенно плетение корзин из лозы и ивняка; распространены были ткачество, изготовление веников и бочек. Здесь работали семь ветряных мельниц, маслобойки, салотопни, коптильни, шерстобойни, винокурни.
Село вело торговлю и обмен продукцией сельского хозяйства и ремесел с правобережными селами Чобручи, Талмазы, Раскаецы, Пуркары, Грэди-ница, Копанка, а также с Тирасполем и с соседними селами Глиное, Незавертайловка, Слободзея, Карагаш, Суклея. Чобручане торговали маслом, сыром, брынзой, салом, шкурами, осетровой и белужьей икрой, зерном, вином, волами, овцами, лошадьми. Так Чобручи, расположенные возле удобной через Днестр переправы, превратились в XVIII столетии в важный пункт транзитной торговли. Чобручский паром интенсивно использовался как самими селянами, так и жителями соседних сел. Его владельцы Г. Кузенко и А. Куперман получали с него до 60 рублей серебром ежегодно. Особое место в чобручской торговле занимали немецкие поселения в долине реки Кучурган - так называемый «Тырг-ла-Нямц». Туда поставлялись преимущественно продукты питания, а закупались черепица, горшки, полотно и другие ремесленные изделия.
Название
Существует несколько версий происхождения названия села Чобручи. В частности «...известна легенда о том, как на берегу Днестра поселился казак Михаил Чубурча и основал село Чубурча (Чобручи)». По другой версии, которую приводит в своей монографии венгерский академик Ш. Сатмари, название «Чобручи» произошло от славянского слова «обручи» - оно свидетельствует о том, что жители села культивировали виноград и занимались бондарным делом. По третьей версии название села произошло также от слова «обручи», однако смысл его заключается в ином: дело в том, что во время наводнений (если смотреть со стороныСлободзеи) село оказывалось окруженным водой, как будто опоясанное обручем. Существует еще одна версия, по которой несколько семей из правобережного села Чобручи, скрываясь от турецких властей, перешли Днестр и обосновались на нынешнем местонахождении левобережных Чобруч. Данная версия вполне может быть принята, если учесть, что правобережные Чобручи были основаны раньше и впервые упоминаются еще в 1484 г., а возникновение сел-дублеров характерно для Поднестровья XVIII в. Таким образом, резонно и вполне очевидно заимствование этого названия. Опираясь на некоторые документы, можно предположить, что в XVI-XVIII вв. село было городом или местечком и носило название «Тубор-ча», «Тубарча», «Чиверча», «Чиберца», «Чебручь», «Чобручи». В основу названия села, вполне возможно, положена отуреченная форма молдавского слова «ciob» - «ciorb» (черенок).
Историко-демографический и этнографический очерк села
Документов, свидетельствующих об этническом составе населения села Чобручи в период до XVII в., не найдено. В 1656-1658 гг. и позднее, в 1660-м, в Бендерах побывал знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби - автор уникального географического и исторического десятитомного издания «Книга путешествий». В нем он подробно описывает Бендерскую крепость, ее турецко-молдавский посад и близлежащие правобережные села. На левом берегу, по его словам, селились казаки".Можно предположить, что в XVII столетии в Чобручах проживали молдаване, малороссы, поляки, евреи. Однако в конце этого века село было разграблено и сожжено турками, а его население на баржах и плотах угнано по Черному морю в рабство. Часть этих плотов с людьми застряла в Крыму, так и не доплыв до Турции. Здесь чобручане основали собственное поселение. Спустя десятилетия некоторые жители вернулись в уничтоженное село и возродили его. Приднестровская полоса расселения Очаковской земли уже в начале XVIII в. была заселена полуоседлыми татарами, ногайцами, молдавскими крестьянами с правого берега Днестра, украинцами из Подолии и Малороссии, южных губерний России.С присоединением междуречья Южного Буга и Днестра (Едиссан, Очаковская область) к Российской империи началось их активное историческое, этнографическое и картографическое изучение. В Молдавском лингвистическом атласе издания 1789 г. указывается, что в Чобручах насчитывалось 1840 семей, из них 1600 - молдавские, остальные -польские, сербские, украинские, русские. Однако в этих цифрах, скорее всего, добавлены лишние нули, иначе Чобручи бы были крупнейшим населенным пунктом региона, а это маловероятно. По утверждению венгерского ученого Ш. Сатмари, в селе с XVII по XX в. проживали венгры. Доказательство этого факта он видел в том, что даже в XX столетии в Чобручах одежда и обувь, старинные песни и танцы, причитания на похоронах и прочие традиции оставались схожими с венгерскими.На карте 1791 г., составленной военным инженером Ф. де Воланом, обозначено село Чобручи Исследователь М.С. Сергиевский в книге «Молда-во-славянские этюды» отмечает, что в 1791 г. в селе насчитывалось 184 двора и 940 жителей. В Ведомости приходов 2-го благочиния, учрежденного по указу архиепископа Екатеринославского Амвросия в 1793 г., отмечается что «...в селе Чобручи - 170 польских, сербских, украинских и русских...» дворов.После Ясского мира 1791 г. Очаковская земля отошла к России. Крестьяне, возвратившись домой, начали возрождать свои селения. Они изначально строились больших размеров, что объяснялось необходимостью выжить в сложных условиях заселения и хозяйственного освоения края. Приднестровье более интенсивно стало заселяться выходцами из Молдавского княжества, которые бежали от турецкого и боярского гнета. Здесь, на левобережье Днестра, формировалась так называемая «Новая Молдавия». С Украины сюда переселялись крестьяне-молдаване из Бугского казачьего войска.Одними из первых в Левобережное Приднестровье перебрались староверы. За почти полутораве-ковое пребывание в этом крае они оставили заметный след в истории села Чобручи. С начала XVIII в. старообрядцы сохраняли здесь свои патриархальные обычаи, одежду. В основном они занимались рыболовством, охотой, совершали обменные операции. Сельскохозяйственное производство в их среде было непопулярно. В период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. в старообрядческих Чобручах расположился казацкий полк Тиховского. И хотя некрасовцы вынужденно мирились с квартирант-ством черноморцев, казаки не только не притесняли их, но и выступали в качестве защитников. Правда, староверы, составляя достаточно многочисленную и организованную группу, вполне могли постоять за себя сами и играли заметную роль в боевых действиях 1787-1791 гг. В 1795 г. село пополняют 634 российских крепостных крестьянина, что кардинально меняет этнический состав населения Чобруч".В конце XVIII в. под давлением русской администрации и местного населения значительная часть старообрядцев переселилась за Дунай. Некоторые из них, спустившись вниз по Днестру, основали самостоятельную слободу Маяки (ныне Одесская область). В середине XIX в., по данным церковного учета, в селе осталось всего 17 некрасов-цев. Возможно, они появились в Чобручах в результате реэмиграции из-за Дуная в первые десятилетия XIX столетия. К концу века староверы полностью ассимилировались пришлыми молдаванами, малороссами, русскими, исповедовавшими официальное православие.На место эмигрирующих казаков-некрасовцев в середине XVIII в. переселяются беженцы из-за Днестра и Прута, а также сербы («служивые пике-неры») — потомки военных поселенцев. По данным церковного учета, в конце XVIII столетия в Чобручах проживали 600-700 человек (170 дворов). По числу жителей из всех левобережных нижнеднестровских сел Чобручи были равны Сло-бодзее и в два-три раза превосходили Глиное, Ко-ротное, Незавертайловку, Карагаш, Суклею.В середине XIX столетия в селе проживало свыше 2 тыс. человек, из них украинцы составляли более 50%, молдаване - 45%. В это время сложилось традиционное для многих приднестровских сел разделение на «молдавскую» (западную) и «русскую» (восточную) части. В Чобручах «молдавская» часть в два раза превышает «русскую» и по площади и по количеству жителей. Этот условный раздел проходит по современной улице Ленина. Существенно изменился этнический состав населения Чобруч - к традиционно проживавшим здесь молдаванам, украинцам, русским добавились немцы, болгары, цыгане. Особенно много сюда прибыло евреев - около двух десятков семей.