Поделиться:
 

Чобручи Посмотреть на карте

Пойменные земли между Турунчуком и Днес­тром не распахивались и сохраняли значение сель­ских промысловых угодий. Пойменные леса в 1866 г. занимали 461 десятину сельских угодий. В плав­нях Турунчука и Днестра в пойменных лесах и за­рослях камыша чобручане охотились на кабанов, косуль, оленей, зайцев, ондатр, фазанов, куропа­ток, перепелов, уток, гусей, цапель и на другие промысловые виды зверей и птиц. В Днестре и его многочисленных протоках ловили белугу, осетра, стерлядь, сазана, сома, угря, леща, жереха, карпа, чехонь, сельдь, плотву, карася, тарань.

Развивались в селе и ремесленные промыслы, особенно плетение корзин из лозы и ивняка; рас­пространены были ткачество, изготовление вени­ков и бочек. Здесь работали семь ветряных мель­ниц, маслобойки, салотопни, коптильни, шерсто­бойни, винокурни.

Село вело торговлю и обмен продукцией сельс­кого хозяйства и ремесел с правобережными села­ми Чобручи, Талмазы, Раскаецы, Пуркары, Грэди-ница, Копанка, а также с Тирасполем и с соседни­ми селами Глиное, Незавертайловка, Слободзея, Карагаш, Суклея. Чобручане торговали маслом, сы­ром, брынзой, салом, шкурами, осетровой и белужьей икрой, зерном, вином, волами, овцами, лошадьми. Так Чобручи, расположенные возле удобной через Днестр переправы, превратились в XVIII столетии в важный пункт транзитной тор­говли. Чобручский паром интенсивно использовал­ся как самими селянами, так и жителями соседних сел. Его владельцы Г. Кузенко и А. Куперман получали с него до 60 рублей серебром ежегодно. Особое место в чобручской торговле занимали немецкие поселения в долине реки Кучурган - так называемый «Тырг-ла-Нямц». Туда поставлялись преимущественно продукты питания, а закупались черепица, горшки, полотно и другие ремесленные изделия.

Название

Существует несколько версий происхождения названия села Чобручи. В частности «...известна легенда о том, как на берегу Днестра поселился ка­зак Михаил Чубурча и основал село Чубурча (Чоб­ручи)». По другой версии, которую приводит в своей монографии венгерский академик Ш. Сатма­ри, название «Чобручи» произошло от славянского слова «обручи» - оно свидетельствует о том, что жители села культивировали виноград и занима­лись бондарным делом. По третьей версии назва­ние села произошло также от слова «обручи», одна­ко смысл его заключается в ином: дело в том, что во время наводнений (если смотреть со стороныСлободзеи) село оказывалось окруженным водой, как будто опоясанное обручем. Существует еще одна версия, по которой не­сколько семей из правобережного села Чобручи, скрываясь от турецких властей, перешли Днестр и обосновались на нынешнем местонахождении лево­бережных Чобруч. Данная версия вполне может быть принята, если учесть, что правобережные Чоб­ручи были основаны раньше и впервые упомина­ются еще в 1484 г., а возникновение сел-дублеров характерно для Поднестровья XVIII в. Таким обра­зом, резонно и вполне очевидно заимствование это­го названия. Опираясь на некоторые документы, мож­но предположить, что в XVI-XVIII вв. село было городом или местечком и носило название «Тубор-ча», «Тубарча», «Чиверча», «Чиберца», «Чебручь», «Чобручи». В основу названия села, вполне воз­можно, положена отуреченная форма молдавского слова «ciob» - «ciorb» (черенок).

Историко-демографический и этнографический очерк села

Документов, свидетельствующих об этническом составе населения села Чобручи в период до XVII в., не найдено. В 1656-1658 гг. и позднее, в 1660-м, в Бендерах побывал знаменитый турецкий путеше­ственник Эвлия Челеби - автор уникального геогра­фического и исторического десятитомного издания «Книга путешествий». В нем он подробно описыва­ет Бендерскую крепость, ее турецко-молдавский по­сад и близлежащие правобережные села. На левом берегу, по его словам, селились казаки".Можно предположить, что в XVII столетии в Чобручах проживали молдаване, малороссы, поля­ки, евреи. Однако в конце этого века село было разграблено и сожжено турками, а его население на баржах и плотах угнано по Черному морю в раб­ство. Часть этих плотов с людьми застряла в Кры­му, так и не доплыв до Турции. Здесь чобручане основали собственное поселение. Спустя десятиле­тия некоторые жители вернулись в уничтоженное село и возродили его. Приднестровская полоса рас­селения Очаковской земли уже в начале XVIII в. была заселена полуоседлыми татарами, ногайцами, молдавскими крестьянами с правого берега Днест­ра, украинцами из Подолии и Малороссии, южных губерний России.С присоединением междуречья Южного Буга и Днестра (Едиссан, Очаковская область) к Россий­ской империи началось их активное историческое, этнографическое и картографическое изучение. В Молдавском лингвистическом атласе издания 1789 г. указывается, что в Чобручах насчитывалось 1840 семей, из них 1600 - молдавские, остальные -польские, сербские, украинские, русские. Однако в этих цифрах, скорее всего, добавлены лишние нули, иначе Чобручи бы были крупнейшим насе­ленным пунктом региона, а это маловероятно. По утверждению венгерского ученого Ш. Сатмари, в селе с XVII по XX в. проживали венгры. Доказа­тельство этого факта он видел в том, что даже в XX столетии в Чобручах одежда и обувь, старинные песни и танцы, причитания на похоронах и прочие традиции оставались схожими с венгерскими.На карте 1791 г., составленной военным инже­нером Ф. де Воланом, обозначено село Чобручи Исследователь М.С. Сергиевский в книге «Молда-во-славянские этюды» отмечает, что в 1791 г. в селе насчитывалось 184 двора и 940 жителей. В Ведомости приходов 2-го благочиния, учрежденно­го по указу архиепископа Екатеринославского Ам­вросия в 1793 г., отмечается что «...в селе Чобручи - 170 польских, сербских, украинских и рус­ских...» дворов.После Ясского мира 1791 г. Очаковская земля отошла к России. Крестьяне, возвратившись домой, начали возрождать свои селения. Они изначально строились больших размеров, что объяснялось необ­ходимостью выжить в сложных условиях заселе­ния и хозяйственного освоения края. Приднестро­вье более интенсивно стало заселяться выходцами из Молдавского княжества, которые бежали от ту­рецкого и боярского гнета. Здесь, на левобережье Днестра, формировалась так называемая «Новая Молдавия». С Украины сюда переселялись крес­тьяне-молдаване из Бугского казачьего войска.Одними из первых в Левобережное Приднест­ровье перебрались староверы. За почти полутораве-ковое пребывание в этом крае они оставили замет­ный след в истории села Чобручи. С начала XVIII в. старообрядцы сохраняли здесь свои патриархаль­ные обычаи, одежду. В основном они занимались рыболовством, охотой, совершали обменные опера­ции. Сельскохозяйственное производство в их сре­де было непопулярно. В период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. в старообрядческих Чобручах расположился казацкий полк Тиховского. И хотя некрасовцы вынужденно мирились с квартирант-ством черноморцев, казаки не только не притесня­ли их, но и выступали в качестве защитников. Правда, староверы, составляя достаточно многочис­ленную и организованную группу, вполне могли постоять за себя сами и играли заметную роль в боевых действиях 1787-1791 гг. В 1795 г. село по­полняют 634 российских крепостных крестьянина, что кардинально меняет этнический состав населе­ния Чобруч".В конце XVIII в. под давлением русской адми­нистрации и местного населения значительная часть старообрядцев переселилась за Дунай. Неко­торые из них, спустившись вниз по Днестру, осно­вали самостоятельную слободу Маяки (ныне Одес­ская область). В середине XIX в., по данным цер­ковного учета, в селе осталось всего 17 некрасов-цев. Возможно, они появились в Чобручах в ре­зультате реэмиграции из-за Дуная в первые деся­тилетия XIX столетия. К концу века староверы полностью ассимилировались пришлыми молдава­нами, малороссами, русскими, исповедовавшими официальное православие.На место эмигрирующих казаков-некрасовцев в середине XVIII в. переселяются беженцы из-за Днестра и Прута, а также сербы («служивые пике-неры») — потомки военных поселенцев. По дан­ным церковного учета, в конце XVIII столетия в Чобручах проживали 600-700 человек (170 дво­ров). По числу жителей из всех левобережных нижнеднестровских сел Чобручи были равны Сло-бодзее и в два-три раза превосходили Глиное, Ко-ротное, Незавертайловку, Карагаш, Суклею.В середине XIX столетия в селе проживало свыше 2 тыс. человек, из них украинцы составля­ли более 50%, молдаване - 45%. В это время сло­жилось традиционное для многих приднестров­ских сел разделение на «молдавскую» (западную) и «русскую» (восточную) части. В Чобручах «мол­давская» часть в два раза превышает «русскую» и по площади и по количеству жителей. Этот услов­ный раздел проходит по современной улице Лени­на. Существенно изменился этнический состав на­селения Чобруч - к традиционно проживавшим здесь молдаванам, украинцам, русским добавились немцы, болгары, цыгане. Особенно много сюда прибыло евреев - около двух десятков семей.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить