Поделиться:
 

Чидамбарам Посмотреть на карте

В XVIII веке Чидамбарам был взят приступом конницей майсурского раджи Хайдара Али. Дикшитары забрали свои сокровища, богов и укрылись в лесу. Но время было трудное и неспокойное. Община разбрелась по разным местам, и в Чидамбарам вернулось только 400 семей. Все те, кто не возвратился, потеряли право быть жрецами и называться дикшитарами.

Сейчас в Чидамбараме живет 250 семей дикшитаров. Их дома занимают четыре прихрамовые улицы. Среди дикшитаров буквально единицами насчитываются современно образованные люди. Община до сих пор живет по законам и обычаям ее далеких предков. Древние знания передаются из поколения в поколение, и другим о них мало что известно. Никто ещё по-настоящему не исследовал общину дикшитаров, хотя, по-видимому, исследователя ожидает немало поразительных открытий. Храм в Чидамбараме—единственный в Индии, где нет рукописей и старинных документов. Так говорят сами дикшитары. Индийское правительство поручало двум ученым—Сетту Дикшитару и Рама Мурти Шарме—заняться поисками рукописей. Однако поиски результатов ещё не принесли. Ученым пока неизвестно, на каком языке могут быть написаны древнейшие манускрипты Чидамбарамского храма.

Дикшитар.

Дикшитар.

Вся жизнь общины дикшитаров Натараджи сосредоточена вокруг храма. Храм—их главная собственность и главное занятие в жизни. В Индии давно прошли те времена, когда брахман обязательно должен был быть жрецом. А вот дикшитары эту традицию сохранили, проводя по семь молитв в день, на которые тратится 15 тысяч рупий ежемесячно.

Все жрецы подчиняются храмовому совету, который возглавляет секретарь. Секретарь совета является в то же время и главой общины.

Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни. Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллион рупий. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.

Четыре прямые, как стрелы, улицы ведут к храму. Вдоль улиц тянутся лавки, где продают все необходимое для ритуала. Через ворота, увенчанные гопурамом (башнями), можно войти во двор храма, где чистота, простор и тишина настраивают на торжественный лад. Этот храм раскинулся на площади более 43 акров земли, окруженной четырьмя большими улицами, и строился различными правителями в разные периоды времени. Четыре импозантных гопурама, взмывающие в небо, зовут к себе людей со всех сторон. Они имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40.5 метра. Каждый из них имеет 7 этажей. Входы в них одинаково огромны — каждый высотой 12 метров. Западный и южный гопурамы относятся к периоду Маравармана Куласекхара Пандьи в XIII веке. Восточный гопурам тоже принадлежит к XIII веку. Он был построен королем Виджаянагара Кришнадевараей. На обеих сторонах гопурамов изображены скульптуры во всех 108 мудрах (позициях) индийского храмового танца бхарат натьям. Некоторые из крупных скульптур изумительно красивы. На западном гопураме изображены Шанмукха, сражающийся с Таракой, Дурга в битве, Вишну на своем излюбленном Гаруде и Кальянасундара. На восточном гопураме можно видеть танцующего Шиву, Сомасканду, Гангадхару, Дакшинамуртхи и Гаджанатаку. На южном гопураме запечатлен Камадева в разных позах.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить