Чернышевское Посмотреть на карте
Герб Чернышевское
| |
Страна | Россия |
Субъект федерации | Калининградская область |
Муниципальный район | Нестеровский |
Автомобильный код | 39, 91 |
Код ОКАТО | 27 224 813 001 |
Первое упоминание | 1525 |
Прежние названия | Эйдткунен |
Координаты | Координаты: 54°38′00″ с. ш. 22°44′00″ в. д. / 54.633333° с. ш. 22.733333° в. д. (G) (O) (Я)54°38′00″ с. ш. 22°44′00″ в. д. / 54.633333° с. ш. 22.733333° в. д. (G) (O) (Я) |
Часовой пояс | UTC+3 |
Чернышевское (прежнее название — Эйдткунен, нем. Eydtkuhnen)— посёлок в Нестеровском районе Калининградской области. Посёлок расположен на левом берегу реки Лепоны, по которой проходит российско-литовкая граница.
Пограничное положение, транспорт
Посёлок вплотную прилегает в российско-литовский границе, на другой стороне которой расположен город Кибартай. Через Чернышевское проходит автомобильная дорога А-229 Калининград — Минск и железная дорога Калининград — Москва, в Чернышевском действует круглосуточный пограничный переход.
В Чернышевском ведётся строительство одноимённой станции Калининградской железной дороги. Эта станция относится к железнодорожной линии Калининград — Черняховск — Чернышевское (литовская граница).
В советские времена в Чернышевском не было своей железнодорожной станции, так как станция Кибартай находилась в непосредственной близости. Необходимость в строительстве новой станции возникла после провозглашения независимости Литвы, и в особенности — после вступления Литвы в Евросоюз. В 2001 году строительство новой пограничной станции вошло в в Федеральную целевую программу развития Калининградской области. Станция будет включать четыре пути протяжённостью 4,2 км, пассажирских перронов и другой инфраструктуры. По состоянию на конец 2008 года, строительство станции находится на финальной стадии.
Картографические источники
- Калининградская область. Общегеографическая карта. Масштаб — 1:200 000. Федеральная служба геодезии и картографии, 1995.
История
Руины лютеранской церкви (1889)
Первое упоминание о Эйдткунене относится к 1525 году. Тогда Эйдткунен был населён литовцами. Во время эпидемии чумы в 1709—1710 годах умерло практически всё население Эйдткунена, после чего посёлок вновь заселялся эмигрантами из Зальцбурга.
В 1860 году Эйдткунен был соединён с Кёнигсбергом железной дорогой, а в следующем году эта железная дорога была связана с сетью российских железных дорог (на территории нынешней Литвы). Железная дорога стимулировала развитие Эйдткунена, экономика которого была основана в основном на приграничной торговле.
В XIX веке, как и сейчас, Эйдткунен был приграничным поселением. Через посёлок проходила германско-российская граница, так как в то время Литва входила в состав Российской Империи (и, таким образом, Россия была ровно с обратной стороны границы, нежели сейчас). В Эйдткунене путешественники пересаживались с российского поезда на немецкий и наоборот (сквозное движение было невозможно, так как в России и Германии используется разная ширина колеи). Последней российской станцией по пути в Европу было Вержболово (ныне Вирбалис).
Благодарая приграничному положеню Эйдткунен упоминается в произведениях многих русских литераторов, например у Маяковского («Позёвываю зевотой сладкой совсем как в Эйдткунене в ожидании пересадки», стихотворение «Товарищи!»), Чехова («В Эйдткунене, идя за горячей водой, он выглядел весело», рассказ «Страж под стражей») и Достоевского.
В 1900 году в Эйдткунене жило 3708 человек
В 1922 году Эйдткунен получил статус города.
Достопримечательности
В Чернышевском сохранилось здание лютеранской кирхи 1883—1889 годов постройки. Здание заброшено и постепенно разрушается.