Черемшанка (Иркутская область) Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Иркутская область |
Сельское поселение | Черемшанское сельское поселение |
Код ОКАТО | 25 208 843 001 |
Автомобильный код | 38, 85, 138 |
Национальный состав | татары (70%), русские |
Часовой пояс | UTC+9 |
Высота центра | 576 м |
Координаты | Координаты: 53°17′00″ с. ш. 101°39′00″ в. д. / 53.283333° с. ш. 101.65° в. д. (G) (O) (Я)53°17′00″ с. ш. 101°39′00″ в. д. / 53.283333° с. ш. 101.65° в. д. (G) (O) (Я) |
Основан | 1910 |
Почтовый индекс | 666335 |
Черемшанка — деревня в Заларинском районе Иркутской области.
События
В 2011 году д.Черемшанка отметит 100-летие, перенесенное с 2010 года.
История
Основана татарами-переселенцами с севера Уфимской губернии во время Столыпинской аграрной реформы в 1910 году (по другим данным 1909 год).
Вместе с деревнями Харагун, Новометелкина и участком Хор-Бутырский образует Черемшанское муниципальное образование.
Состоит из улиц Восточная, Железнодорожная, Советская и переулка Школьного.
В деревне есть средняя школа (55 учеников на сер. 2010 года) с краеведческим музеем.
Клуб, старое мусульманское кладбище. Из книги Бобковой Г.И."Татарские общины Иркутской области": "Единственное поселение этого куста, сохранившееся до наших дней, – переселенческий участок Черемшанский, ко- торый был создан в 1909 г. Относился также к Око- Тагнинскому подрайону Тагнинской волости. Ссудная поло- са в 200 рублей. Участок поселкового пользования. Общее число душевых долей – 349. Норма земельного надела на 1 душу мужского пола – 15 десятин, площадь удобной земли – 5 232 десятины. На 1 января 1911 г. мы не видим по ведомостям водво- ренных крестьян. Однако из 349 долей свободных – 161, следовательно, 188 не позднее 1910 г. были зачислены. Первые поселенцы прибыли в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы ви- дим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин, занявших 59 до- лей. В течение лета 1913 г. прибыло еще 24 семьи, и на 1 ок- тября 1913 г. в Черемшанском числится 46 водворенных се- мей и занятых долей – 125. В октябре прибыла еще одна большая партия крестьян, и число семей достигло 82, заня- тых долей – 220. В мае 1914 г. прибыло еще пять семей, и число занятых долей увеличилось до 231. В дальнейшем число жителей не- много уменьшилось и к концу 1915 г. составило 80 семей, в составе которых было 208 мужчин1. Общее количество жителей Черемшанки в конце 1915 г. было около 400. По количеству свободных долей на участке можно про- следить всплеск интереса к нему, пик которого приходится на май 1914 г. В это время на участке осталось всего девять свободных долей. Однако к сентябрю 1915 г. их число увели- чивается до 94. Следовательно, переселенцы отказались от этих участков и направились на другие, а то и вовсе не тро- нулись из родных мест. Безусловно, на их решение повлияло мнение тех, кто реально поселился в Черемшанке в 1914 г. Еще 47 долей, зачисленных переселенцами, к 1915 г. так и не были заняты2. Почти все жители Черемшанки знают историю об ошиб- ке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Ее пом- нят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие от- резки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда. Вот как рассказывает о жизни своих предков, татарских переселенцев из Черемшанки и Хор-Бутырино, одна из на- ших современниц: «Мой прадед Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. Приез- жим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор-Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и никто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зи- мы – умирали. Остальные стали приспосабливаться – нани- мались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убирали их урожаи, получали вместо денег зер- но, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи»1. Кроме земледелия, жители Черемшанки занимались охотой, рыбалкой, извозом, бортничеством2. Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участки. Не всегда эти сведения фиксировались в ве- домостях о водворении и зачислении. Например, житель Тайшета И. В. Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Сначала они приехали в Черемшанку (со слов, в 1906–1907 гг.), но там был везде лес, места для зем- леделия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 году я и ро- дился. Жена моя тоже Чичиковская, ее моя бабушка прини- мала, когда та родилась…»3 В фондах Заларинского краеведческого музея есть вос- поминания старожилов Черемшанки, записанные учителя- ми средней школы по заданию музея в 1993 г. Изложенные в этих воспоминаниях факты точно соотносятся с документами ГАИО по срокам заселения переселенческого участка и до- полняют их живыми деталями. Как утверждают старожилы, селение возникло в 1912 г., т. е. в этом году здесь появились первые жители. Среди первых поселенцев были Д. Давлет- гареев, А. Мухомодьяров, Ф. Гильманов, Ф. Сафаров, Н. Га- талхаков, Г. Фатрутдинов и др. «Приехали зимой, увидели реку, лес и, как им показалось, луга. Возле реки построили несколько домов, некоторые семьи выкопали землянки. Но когда наступила весна, стало ясно, что это были не луга, а болота, и дома оказались на болоте. Пришлось их перестав- лять выше, где было суше. Некоторые семьи, увидев, что здесь нельзя заниматься земледелием, переехали в другие деревни. Оставшиеся семьи разработали возле домов участ- ки вручную. Стали жить тем, что выручали с огорода. Бла- гом было то, что в присаянской тайге было много ягоды, че- ремши (отсюда и пошло название Черемшанка), кедровых орехов, всякой дичи, зверья. Стали исследовать тайгу – на- шли кедрачи, ягодные россыпи. Магазина не было, ездили за продуктами в Хор-Тагну, которая находилась в 22 км от Черемшанки. Не все еще хорошо обосновались, как началась Первая мировая война. Всех мужчин забрали на фронт. По- сле Первой мировой войны появились первые русские и ук- раинцы. Свое место они назвали «Новая Черемшанка»… Где-то в 1915–1916 г. построили мечеть. Сначала там моли- лись, выполняли религиозные обряды. Потом в мечети учи- ли грамоте на арабской графике. Это было до 1920 г. Потом открыли ликбез…»1 В данных воспоминаниях указывается конкретное коли- чество татарских семей, приехавших в Черемшанку в 1912 г., – 28. Однако эта цифра расходится с той, которая указана в ведомостях о водворении и зачислении. Это расхождение может иметь два толкования. Первое: с течением лет в вос- поминания вкралась ошибка, и на самом деле в 1912 г. приехало 22 семьи, как указано в ведомостях о водворении. Второе: жители села вели счет большим семьям, состоящим из родных и двоюродных братьев, отцов и сыновей, других родственников. По ведомостям такая семья состояла уже из двух-трех, а то и более, так как семья делилась: строили от- дельные дома, имели свои приусадебные участки. Однако, поскольку подворных записей и списков не сохранилось, вос- становить точнее картину на сегодняшний день не пред- ставляется возможным. Черемшанка стала своеобразным духовным и культур- ным центром татар-переселенцев. Об этом говорит тот факт, что именно там была построена мечеть1. По рассказам старожилов, записанным поисковой груп- пой Черемшанской средней школы, Черемшанская мечеть строилась совместными усилиями жителей. Этот очаг рели- гиозной культуры в далекой глубинке, в отрогах Саян, пред- ставлял собой строение, возвышавшееся над остальными че- ремшанскими домами. Его высота была достигнута за счет специального высокого фундамента. Сложили мечеть из круглого леса. В верхней части здания находилась неболь- шая площадка. На нее перед восходом и закатом солнца поднимался муэдзин, призывавший на молитву. В мечеть ходили только мужчины. Муллой был один из местных жи- телей, переселенец из Казанской губернии А. Гильманов."