Поделиться:
 

Буй (город) Посмотреть на карте

Исключением являлась продукция винокуренного завода А. Ф. Кудрявцева: силами всего 40 работников производилось ежегодно 600 тыс. литров водки (до 50 литров в день на 1 рабочего; между прочим, зарплату они получали натурой — вёдрами водки). Благодаря мягкой болотной воде, продукция завода была очень высокого качества и находила сбыт даже в столицах.

Почти все население уезда проживало тогда в деревнях — раз в 30 больше, чем в городе. Начиная с середины XIX века в уезде, как и в целом по стране, начался быстрый рост численности населения. За 60 лет, с 1858 г. по 1917 г., число жителей уезда выросло с 55 494 чел. до 92 227 чел.

После этого времени численность стала неуклонно падать, а учёт её вестись округлённо, с точностью до тысячи. Теперь в районе живёт только 41 000 жителей. А в сельской местности — всего около 8800 человек. Плотность сельского населения уезда составлявшая некогда от 16 до 27 чел./км, сейчас составляет всего 2,7 — т. е. ровно в десять раз меньше.

В начале XX века судьба города круто изменилась. Через него началось строительство железнодорожной ветки из Петербурга и Вологды на Вятку и далее в Сибирь (Северное направление Великого Сибирского пути (Cеверный Транссиб), позже Северная железная дорога). Одновременно с юга через Данилов подошла железнодорожная ветка от Ярославля.

Вокзал ст. Буй Северной железной дороги с привокзальной церковью св. Николая Чудотворца (Свято-Никольской)

Вокзал ст. Буй Северной железной дороги с привокзальной церковью св. Николая Чудотворца (Свято-Никольской)

В августе 1905 года по реке Костроме в Буй на баржах прибыли паровозы серии ОВ и ОД, которые стали водить поезда на открывшемся 12-м участке тяги (Буйском участке) Северной железной дороги. В конце сентября 1905 года заканчивается строительство станции Буй (первый начальник — инженер Сергей Петрович Плотников, приехавший из Ярославля). 1 октября 1905 года открывается паровозное депо. 26 ноября 1906 года со станции Буй впервые отправился поезд в восточном направлении Транссиба до станции Галич. С этого времени Буй стал узловой железнодорожной станцией.

Открытие прямого железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом и Москвой крайне благоприятно сказалось на развитии города. За десятилетие численность выросла более чем вдвое и к 1917 г. уже составила 7000 человек. Вместе с железной дорогой стала развиваться и промышленность. Прежде всего — лесная, которая стала основной индустрией района. В 1915 году был перестроен винокуренный завод: на его основе были оборудованы цеха химического завода Виленского товарищества. Железная дорога задала и градостроительные тенденции, поскольку основное развитие города шло вдоль неё. В эти годы общественными и жилыми зданиями активно застраивается центральная часть города (здания Торговых рядов, Дворянского собрания, земской больницы, гимназии и др.).

В 1925 году ВЦИК утвердил новое территориально-административное деление: город Буй был включён в число городов Костромской губернии. В городе появляются небольшие промышленные предприятия и объединения, строятся жилые дома и объекты соцкультбыта. С 1929 по 1944 гг. после упразднения Костромской губернии город входит в состав Ярославской области.

1 мая 1931 года открылось движение поездов на Данилов по новому железнодорожному мосту через р. Кострому. В 1932 году вступает в строй автоматическая блокировка станций и перегонов. С 1940 года станция Буй стала обходиться без стрелочников: вступила в строй электрическая централизация стрелок и сигналов.

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 15 тысяч буевлян, половина из них не вернулась домой. Как важнейший железнодорожный узел Буй в течение всей войны обеспечивал военные перевозки. В городе работали два эвакуационных госпиталя, велась подготовка медицинских сестер. 12-ти буевлянам присвоено звание Героя Советского Союза, около 4 тысяч награждены орденами и медалями.

6 мая 1954 года бригадой машинистов станции Буй был проведен первый тяжеловесный состав на паровозной тяге. В 1962 году локомотивное депо Буй перешло на тепловозный вид тяги. 29 декабря 1968 года со станции Буй отправился первый электровоз под управлением машиниста В. Баранова.

В 1963 году город был подключён к государственной энергосистеме, к 1968 году в основном было закончено строительство городской водопроводной и канализационной сети, началась газификация жилых домов. В 1970-х гг. строятся городская больница, расширяется сеть культурных учреждений, открывается городской музей, организуются городские зоны отдыха и т. д.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить