Поделиться:
 

Бокситогорск Посмотреть на карте

Первоначальное освоение края проходило по водным путям, некоторые были весьма важными в торговом отношении. Река Пярдомля, на которой стоит Бокситогорск, является притоком реки Воложба (в старину — Воложь — от слова воложка, волок). Через приток Воложбы (Волоченку), далее через: озеро Волошино (Волошское), р. Понырь и через волок в р. Чагоду проходил древний путь из Балтики и Новгорода на Волгу (Итиль), известный уже к VII в. А по реке Волхов проходила часть древнего пути «из варяг в греки».

С началом эпохи буржуазных реформ императора Александра II совпало предзнаменательное для будущего Бокситогорска событие. В 1869 г. известный геолог А. Ю. Дитмар (скончался в 1903 г.) обнаружил около д. Сенно красные (как позднее выяснилось, бокситосодержащие) глины. Но производство алюминия при тогдашнем уровне развития технологии и при необходимости огромной энергии обходилось дороже золота. Поэтому в 1882—1886 гг. предприниматель А. Е. Брент пытался заниматься промыслом глины на р. Рагуша с целью производства красок.

С 1869 вновь встречаются сведения о местных ярко-красных глинах. В 1916 житель города Тихвин инженер Т. П. Тимофеев доставил в Геологический комитет Санкт-Петербурга образцы пород, которые были определены как алюминиевая руда с большим содержанием кремнезёма (Тихвинское месторождение).

Строительство посёлка Бокситы было начато в 1929 году в связи с разработкой бокситовых рудников. В 1935 году был образован посёлок городского типа Бокситогорск. К 1940 году его население приблизилось к 10 тысячам человек, были построены средняя школа, детский сад и ясли, амбулатория с аптекой, несколько столовых и магазинов, а также каменные здания.

На проектную мощность Тихвинский алюминиевый завод (ныне ОАО «Бокситогорский глинозем») вышел в 1938 году. В 1935 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Бокситы был переименован в рабочий поселок Бокситогорск. Но к началу 1930-х гг. поселок уже был соединен железнодорожной веткой с линией Ленинград — Вологда (через станцию Большой Двор), поэтому станция сохранила название Бокситы.

Незадолго перед войной, 29 апреля 1941 года вступил в строй завод искусственного обезвоживания торфа (впоследствии биохимический завод). Источником торфа служит Ларьянское болото, находящееся к северо-западу от Бокситогорска. Торфодобывающее предприятие основалось также в поселке Ларьян.

Начало Великой Отечественной войны заставило эвакуировать промышленность и кадры города за Урал. В годы войны (особенно в период с 1941 по 1943 гг. в Бокситогорске размещалось до 22 госпиталей различного звена для воинов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Предприятия города были эвакуированы на Урал. В корпусах глиноземного завода был организован ремонт военной техники (танков, самолетов и др.). Тогда же в Бокситогорске был устроен военный аэродром.

В 1948 году было восстановлено производство на глиноземном заводе. В 1950 году Бокситогорск получил статус города, а 25 июля 1952 года стал административным центром Бокситогорского района.

1 февраля 1963 года городской Совет депутатов трудящихся был передан в подчинение Ленинградскому областному (промышленному) Совету депутатов трудящихся. В 1965 году на городской Совет депутатов трудящихся были возложены функции управления Бокситогорским районом.

1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Бокситогорское городское поселение», Бокситогорск стал его административным центром.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить