Армавир (Россия) 45°00′00″с.ш.41°07′00″в.д./45°с.ш.41.116667°в.д.45°00′00″с.ш.41°07′00″в.д./45°с.ш.41.116667°в.д.
В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до четырёхсот. Помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев (в 1859 году их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов.
В 1848 году поселение получило официальное название Армавирский аул в честь древней армянской столицы Армавира. Свое имя Армавир получил благодаря армянскому священнику Петросу Патканяну.
ВВ 1875 году через Армавир была проложена Владикавказская железная дорога. В 1876 году аул получил статус села.
С 1888 года Армавир являлся центром Лабинского отдела Кубанской области.
В 1908 году было начато строительство «Армавир-Туапсинской железной дороги».
23 марта (5 апреля) 1914 года «Высочайше утверждённым положением Совета министров» село преобразовано в город.
В период Гражданской войны и военной интервенции 1918—1922 гг. в районе города происходили ожесточённые бои, трижды менялась власть в Армавире. 16 марта 1920 г. 2-й Таманский полк 7 Кавказской дивизии под командованием Чурсина вошёл в город, в Армавире была окончательно установлена Советская власть.
С 2 июня 1924 года по 20 июня 1936 года город был центром Армавирского района, одновременно до 23 июля 1930 года Армавир являлся центром Армавирского округа Северо-Кавказского края.
7 августа 1930 года город отнесен к категории городов краевого подчинения.
С 2005 года Армавир — центр муниципального образования «Город Армавир».
Рыночная инфраструктура
- 35 финансовых институтов, в том числе 1 городской банк, 17 филиалов и представительств коммерческих банков, 16 представительств страховых компаний;
- Армавирская межрайонная торгово-промышленная палата;
- Армавирский бизнес-инкубатор;
- Организации, оказывающие консультационные услуги в области экономики, аудита и управления.
Транспортная инфраструктура
Железнодорожный вокзал Армавир-2.
Водный транспорт
- До морских портов в городах Новороссийск — 350 км и Туапсе — 250 км.
Автомобильный транспорт
- Федеральная автомобильная дорога М29 «Кавказ» с суточным транзитом 15 тыс. автомобилей.
- Протяжённость дорог — 270 км обеспечивает свободный подъезд ко всем хозяйствующим субъектам города.
- Междугородное и пригородное автобусное сообщение осуществляется с помощью одного автовокзала и одной автостанции.
Троллейбусное движение в Армавире открыто в 1973 году. По состоянию на февраль 2011 года в городе эксплуатируются 44 троллейбуса на пяти маршрутах.
Железнодорожный транспорт
- В городе действуют 2 железнодорожных вокзала,Армавир-Туапсинский и Армавир-Ростовский, отправка грузовых вагонов — 164 тыс. вагонов в год.