Поделиться:
 

Архангельск Посмотреть на карте

Город в XVII веке и в эпоху Петра Великого

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII века традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — ещё ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформатской церквей. К концу XVII века и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Пётра I.

Вид Гостиного двора в 1687 году. Гравюра

Вид Гостиного двора в 1687 году. Гравюра

Старый деревянный дом в центре города

Старый деревянный дом в центре города

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 28 июля 1693 года, в пятницу. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины XVII века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Пётр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

План новодвинской крепости

План новодвинской крепости

В третий раз Пётр I приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотебурга (Орешка). Домик Петра в 1877 году был перевезен с Маркова острова в Архангельск, а в 1934 году — в село Коломенское, где находится и поныне.



Добавить комментарий
Комментарий
Отправить