Поделиться:
 

Алатырь Посмотреть на карте

Флаг Алатырь
Герб Алатырь
Страна Россия
Субъект федерации Чувашия
Городской округ Алатырь
Часовой пояс UTC+4
Глава Марискин Михаил Васильевич
Код ОКАТО 97 404 000 000
Почтовый индекс 42982X
Население ▼ 41 552[1] человек (2010)
Высота центра 130 м
Официальный сайт ссылка
Автомобильный код 21, 121
Тип климата умеренно-континентальный
Координаты Координаты: 54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я)54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я)
Основан 1552
Национальный состав русские — 87,3 %, мордва — 7,2 %, чуваши — 4,1 %
Телефонный код +7 83531
Город с 1780
Площадь 41,7 км²
Этнохороним ала́тырцы, ала́тырец

Алатырь (чуваш. Улатр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.

Население — 41 552 чел. (2010).

Образование

Среднее профессиональное образование

  • Алатырский техникум железнодорожного транспорта (филиал Самарского Государственного университета путей сообщения)
  • Алатырский автомобильно-дорожный техникум
  • Алатырский сельскохозяйственный техникум

Начальное профессиональное образование

  • РГОУ НПО «Профессиональное училище № 3 г. Алатырь»

Высшее

  • Алатырский филиал Чувашского государственного университета
  • МГЭИ (филиал московского института)

Обшеобразовательные учреждения

  • Список школ Алатыря

Демография

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29 800 чел., в 1959 г. — 36 900 чел., в 1979 г. — 45 300 чел., в 1989 г. — 47 600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2010 года 41 500 чел.

Экономика

В экономическом отношении город начал с торговли пушниной, земледелия и военной службы. В 18-м веке большую роль стали играть ремёсла и торговля. А в 19-м веке Алатырь стал развиваться, специализируясь на обслуживании «подконтрольных» территорий, торговле (город старокупеческий) и, обрабатывая лес, который сплавлялся по реке Алатырь из местных (восточно-мордовских) лесов. В конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками. А в начале 20-го тут было 24 фабрики и завода.

Алатырь. Крушение на Синдячкином железнодорожном мосту. Фото нач. XX века.

Алатырь. Крушение на Синдячкином железнодорожном мосту. Фото нач. XX века.

В 1893 году здесь прошла железнодорожная линия из Рузаевки на Свияжск (часть дороги ориентированной на связь Москвы с Казанью и дальше с восточными частями страны), были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод), остававшиеся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 1930-х годов. Строительство железной дороги послужило толчком активному развитию промышленности и торговли, привело к значительному росту населения.

До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 50-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить