Алатырь Посмотреть на карте
![]() Флаг Алатырь
|
![]() Герб Алатырь
|
Страна | Россия |
Субъект федерации | Чувашия |
Городской округ | Алатырь |
Часовой пояс | UTC+4 |
Глава | Марискин Михаил Васильевич |
Код ОКАТО | 97 404 000 000 |
Почтовый индекс | 42982X |
Население | ▼ 41 552[1] человек (2010) |
Высота центра | 130 м |
Официальный сайт | ссылка |
Автомобильный код | 21, 121 |
Тип климата | умеренно-континентальный |
Координаты | Координаты: 54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я)54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я) |
Основан | 1552 |
Национальный состав | русские — 87,3 %, мордва — 7,2 %, чуваши — 4,1 % |
Телефонный код | +7 83531 |
Город с | 1780 |
Площадь | 41,7 км² |
Этнохороним | ала́тырцы, ала́тырец |
Алатырь (чуваш. Улатр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.
Население — 41 552 чел. (2010).
Образование
Среднее профессиональное образование
- Алатырский техникум железнодорожного транспорта (филиал Самарского Государственного университета путей сообщения)
- Алатырский автомобильно-дорожный техникум
- Алатырский сельскохозяйственный техникум
Начальное профессиональное образование
- РГОУ НПО «Профессиональное училище № 3 г. Алатырь»
Высшее
- Алатырский филиал Чувашского государственного университета
- МГЭИ (филиал московского института)
Обшеобразовательные учреждения
- Список школ Алатыря
Демография
Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).
После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29 800 чел., в 1959 г. — 36 900 чел., в 1979 г. — 45 300 чел., в 1989 г. — 47 600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2010 года 41 500 чел.
Экономика
В экономическом отношении город начал с торговли пушниной, земледелия и военной службы. В 18-м веке большую роль стали играть ремёсла и торговля. А в 19-м веке Алатырь стал развиваться, специализируясь на обслуживании «подконтрольных» территорий, торговле (город старокупеческий) и, обрабатывая лес, который сплавлялся по реке Алатырь из местных (восточно-мордовских) лесов. В конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками. А в начале 20-го тут было 24 фабрики и завода.

Алатырь. Крушение на Синдячкином железнодорожном мосту. Фото нач. XX века.
В 1893 году здесь прошла железнодорожная линия из Рузаевки на Свияжск (часть дороги ориентированной на связь Москвы с Казанью и дальше с восточными частями страны), были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод), остававшиеся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 1930-х годов. Строительство железной дороги послужило толчком активному развитию промышленности и торговли, привело к значительному росту населения.
До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 50-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.
